Для цитирования:
??? Легенда о египетской царевне Нитетис (Hdt. III. 1—2; Athen. XIII. 560d—f) в политико-историческом контексте VI в. до н.э. //Античный мир и археология. 2006. Т. 12, вып. 12. С. 33-43.
Легенда о египетской царевне Нитетис (Hdt. III. 1—2; Athen. XIII. 560d—f) в политико-историческом контексте VI в. до н.э.
Сведения античных авторов о персидском завоевании Египта 525 г. до н. э. можно разделить на две группы, резко противоположные по своей тенденции. Первая из них, по сути дела, непосредственно примыкает к магистральной для античных авторов благожелательной традиции о фараоне Амасисе (Яхмосе II), который представлен в ней как человек незнатного происхождения, собственными усилиями и хитроумием достигший наивысшего в Египте положения и даже на его высоте сохранивший склонность к простым развлечениям и грубоватому юмору (Hdt. II. 162—163, 169, 172—182; Diod. I. 68, 95. 1—3). Сообщения этой традиции, представленной прежде всего трудом Геродота, описывают установление в Египте персидского владычества как величайшее бедствие, ввиду сопровождавших его жестокостей царя Камбиса (среди них наиболее известно убийство Аписа, в связи с реальностью которого египтологами еще в начале XX в. было высказано аргументированное сомнение — Diod. III. 16, 27—29; cf. Clem. Alex. Protr. IV. 52. 6; Plut. De Is. et Os. 44; ср. с рядом иероглифических источников, удостоверяющих естественную, судя по девятнадцатилетнему возрасту пресловутого быка, его смерть в 524 г. до н. э. и его погребение в саркофаге, предоставленном самим же Камбисом), а также оплакивают с.34 печальную судьбу сына и недолгого преемника Амасиса Псамменита — Псамметиха III (Hdt. III. 14). Данная линия античной традиции обнаруживает ощутимое сходство с некоторыми египетскими нарративами об Амасисе (в частности, с так называемой сказкой об Амасисе и мореходе, также фиксирующей во вполне дружелюбном ключе простоту нрава этого правителя — P. dem. Bibl. Nat. 215 verso). Таким образом, источники данной серии сообщений вполне очевидны: она восходит к свидетельствам египтян, лояльных к дому Амасиса (и соответственно, яро ненавидевших персов!), которые были информаторами Геродота во время его путешествия по Египту.
Atkinson K. M. T. The Legitimacy of Cambyses and Darius as Kings of Egypt // JAOS. 1956. Vol. 76. P. 173—176.
Briant P. Histoire de l’empire perse. De Cyrus à Alexandre. P., 1996. P. 66—68.
Depuydt L. Murder in Memphis: The Story of Cambyses’s Mortal Wounding of the Apis Bull (ca. 523 B. C. E.) // JNES. 1995. Vol. 54. P. 119—126.
Hoffmann I., Vorbichler A. Das Kambysesbild bei Herodot // AfO. 1980. Bd. 27. S. 87 f.
Kitchen K. A. The Third Intermediate Period in Egypt (1100—650 B. C.). Warminster, 1986. P. 140—141).
Lloyd A. B. Herodotus. Book II. Commentary 99—182. Leiden, 1988 (Études préliminaires aux religions orientales dans l’Empire romain, 43/3). P. 174—241 (ad loc. Hdt. II. 162—182).
Meulenaere H. de. De Herodotos over de 26ste Dynastie. Löwen, 1951. S. 176.
Mond R., Myers O. H., Fairman H. W. The Bucheum. L., 1934. Vol. 2. P. 3; Vol. 3. Fig. 37(2).
Posener G. La premiére domination perse en Egypte. Le Caire, 1936 (Bibliothéque d’études de l’Institut Français d’Archeologie Orientale, 11). № 3. P. 30—35
Ranke H. Die ägyptischen Personennamen. Glückstadt-Hamburg, 1935. Bd. 1. S. 181. № 25—26.
Spiegelberg W. Die sogenannte Demotische Chronik des Papyrus 215 der Bibliothèque Nationale du Paris. Leipzig, 1914 (Demotische Studien, 7). S. 26—28.
The Literature of Ancient Egypt: An Anthology of Stories, Instructions, Stelae, Autobiographies and Poetry / Ed. W. K. Simpson. 3 ed. New Haven, 2003. P. 450—452.
Абд ар-Рахман ибн Абд ал-Хакам. Завоевание Египта, ал-Магриба и ал-Андалуса. М., 1985. С. 51—52.
Берлев О. Д. Наследство Геба (Представления о природе египетского землепользования) // Подати и повинности на древнем Востоке. СПб., 1999. С. 6.
Дандамаев М. А. Политическая история Ахеменидской державы. М., 1985. С. 132—136.
Из «Деяний Суппилулиумаса» // История древнего Востока. Тексты и документы. М., 2002. С. 366—367.
Из вавилонско-египетской корреспонденции амарнского архива // История древнего Востока. Тексты и документы. М., 2002. С. 220.
Коростовцев М. А. Египетское происхождение романа об Александре (Псевдо-Каллисфен) // КСИНА. Сборник памяти Е. Э. Бертельса. М., 1964. Вып. 65. С. 90—97.
Ладынин И. А. Сакрализация царской власти в древнем Египте в кон. IV — нач. II тыс. до н. э. // Сакрализация власти в истории цивилизаций. М., 2005. Ч. 1. С. 82—83.
Ладынин И. А., Немировский А. А. К эволюции восприятия амарнских царей и Хоремхеба в идеологической и исторической традиции древнего Египта // Древний Восток: Общность и своеобразие культурных традиций. Сб. ст. М., 2001. С. 91—92.
Ладынин И. А. Дафны в библейской и египетско-христианской традиции о финале царствования Априя (кон. 570 — нач. 560-х гг. до н. э.) // ВДИ. 2004. № 3. С. 3—13.
Ладынин И. А. Египетская царская титулатура Александра Великого // Вестник Московского ун-та. Серия 8: История. 1999. № 2. С. 86—87, 90.
Ладынин И. А. Идеологические аспекты междоусобицы Амасиса и Априя в 570—567 гг. до н. э. // Петербургские египтологические чтения — 2005. Материалы научной конференции. СПб., 2005.
Ладынин И. А. Сведения Элефантинской стелы царя Амасиса о вавилонском вторжении в Египет в 568/567 гг. до н. э. // Восток (Oriens). 2004. № 3. С. 17—27.
Ладынин И. А., Немировский А. А. Поход Навуходоносора II на Египет 567 г. до н. э. в сведениях египетской и ветхозаветной традиций (Предварительные замечания) // Культурное наследие Египта и христианский Восток. Материалы международных научных конференций. М., 2004. С. 63—76.
Сказки древнего Египта. М., 1998. С. 146—149, 294—299.