Для цитирования:
Циркин Ю. Б. Мифология Мелькарта //Античный мир и археология. 1977. Т. 3, вып. 3. С. 72-89.
Мифология Мелькарта
В жизни финикийцев, как и всех других народов древности, религия играла очень большую роль. Открытие в Угарите религиозных и мифологических текстов XIV–XIII вв. до н. э. дало нам представление о религии этого времени. К сожалению, подобных текстов, относящихся к другим центрам и более позднему времени, не сохранилось. В нашем распоряжении имеется только сравнительно небольшое количество надписей, остатки финикийских мифов, воспроизведенные античными авторами, да указания монет и фигуративных памятников, которых тоже немного. Обычна идентификация финикийских и греко-римских божеств. Это, с одной стороны, облегчает установление сущности того или иного финикийского божества, но, с другой, делает подчас трудным выяснение, идет ли речь о персонаже финикийского или чисто греческого или римского культа. Поэтому ни в одной области истории финикийской культуры нет столько неопределенностей и гипотез, иногда совершенно недоказуемых, сколько в истории финикийской религии железного века. Это относится и к культу Мелькарта, бога-покровителя Тира.
Афанасьева В. К. Одна шумерская песня о Гильгамеше и ее иллюстрация в глиптике // ВДИ, 1962, № 1, с. 76—77.
Гринцер П. А. Две эпохи литературных связей // Типология и взаимосвязи литератур древнего мира. М., 1971, с. 26.
Дьяконовым И. М. Эпос о Гильгамеше (О все видавшем). М.; Л., 1961.
Колобова К. М. Из истории раннегреческого общества. Л., 1951, с. 52—65;
Колобова К. М. К вопросу о возникновении Афинского государства // ВДИ, 1968, № 4, с. 42.
Колобова К. М. Находки цилиндров-печатей в Фивах и спор о Кадме // ВДИ, 1970, № 2, с. 111—112, 118.
Флитнер Н. Д. Искусство Двуречья и соседних стран. Л.; М., 1958, с. 221
Шифман И. Ш. Возникновение Карфагенской державы. М.; Л., 1963, с. 50.
Astur M. Hellenosemitika. Leiden, 1967, p. 209—211.
Baramki D. The coins exhibited in the Archaeological Museum of the American University of Beirut. Beirut, 1968, p. 25.
Baudissin W. W. Adonis und Esmun. Leipzig, 1911, с. 307;
Blázquez J. M. Caballos en el infierno etrusco // «Ampurias», t. XIX—XX, 1957—1958, с. 67.
Brommer F. Denkmälerlisten zu griechischen Heldensage, I. Marburg, 1971, S. X.
Dussaud R. Melqart, «Syria», t. XIV, 1946—1948, p. 205—230;
Eissfeldt O. Das Schamra und Sanchunjaton. Halle (Saale), 1939, p. 67—71;
Eissfeldt O. Kanaanäisch-ugaritische Religion // Handbuch der Orientalistik, I Abt., Lief. 1. Leiden, 1964, p. 85.
Frazer J. G. The golden bough, p. IV, v. I. L., 1922, p. 113.
García y Bellido A. Hercules Gaditanus // AEArq., t. XXXV, 1963, p. 70—153;
Gruppe O. Herakles, RE, SpBd. III, 1918, стлб. 1021—1022.
Gsell S. Histoire ancienne de l’Afrique du Nord, t. IV. P., 1924, p. 251.
Jairazbhoy P. Oriental influences in Western Art. L., 1965, p. 174—175.
Leslie E. Old Testament Religion in the Canaanite Background. N.-Y.; Chicago, 1936, p. 24.
Lombardo M. Le concezioni degli antichi sul ruolo degli oracoli nella colonizzazione greca. — «Annali della Scuola normale superiore di Pisa», classe di lettere e filisofia, serie III, vol. II, 1, 1972, p. 69—70.
Majuri. Scavi nel santuario etrusco di Pirgi // «Archeologia classica», t. XVI, 1964, p. 49—117.
Nilsson M. The Mycenean Origin of Greek mythology. Berkeley, 1932, p. 197, 214.
Pfiffig A. J. Uni-Hera-Astarte. Wien, 1965, p. 51.
Picard-Schmitter M. Th. Bétyles Hellénistiques // «Monuments et memoires», t. 57, 1971, p. 68—69.
Preisendanz K. Melkart, RE, SpBd. III, 1935, стлб. 293—297;
Schulten A. Tartessos. Hamburg, 1950, p. 38.
Seyrig H. Les grands dieux de Tyre à l’époque grecque et romaine // «Syria», t. XL, p. 23—24; табл. II, p. 1.
Van Berchem D. Sanctuaires d’Hercule-Melqart. — «Syria», t. XLIII, p. 73—109, 307—338.
Vives y Escudero A. La moneda Hispanica. Madrid, 1924, t. I, p. 52—53; t. III, p. 8.
Wentzel G., Acheloos // RE, Bd. I, sp. 216.