ISSN 0320-961X (Print)
ISSN - (Online)


Для цитирования:

Суриков И. Е. Ранние историки, миф и аристократия античной Греции //Античный мир и археология. 2021. Т. 20, вып. 20. С. 14-34. DOI: https://doi.org/10.18500/0320-961X-2021-20-14-34, EDN: JPJKAJ

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 234)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
[94+930.2](38)|652|+929
EDN: 
JPJKAJ

Ранние историки, миф и аристократия античной Греции

Авторы: 
Суриков Игорь Евгеньевич, Институт всеобщей истории Российской Академии наук
Аннотация: 

Вопрос о соотношении истории и мифа всегда был актуальным. История сосуществует с мифом, противоборствует ему и в то же время сотрудничает с ним. Главным предметом изысканий ранних греческих историков была генеалогическая мифография. Генеалогии же в античной Греции всегда в первую очередь интересовали аристократов. Именно на них прежде всего была рассчитана вся богатая мифографическая литература. Аристократы выступали в роли патронов для авторов, ведущих исследования их родословных. Кстати, те же аристократы патронировали и творчество вазописцев: ведь миф транслируется не только вербальными средствами, но и невербальными, например, визуальными.

Список источников: 

Андреев Ю.В. Тираны и герои. Историческая стилизация в политической практике старшей тирании // ВДИ. 1999. №. 1(228). С. 3–7. 
Андреев Ю.В. Гомеровское общество. Основные тенденции социально-экономического и политического развития Греции XI–VIII вв. до н.э. СПб., 2004. 
Видаль-Накэ П. Черный охотник: Формы мышления и формы общества в греческом мире. М., 2001. 
Гиндин Л.А., Цымбурский В.Л. Гомер и история Восточного Средиземноморья. М, 1996. 
Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу (Становление греческой философии). М., 1972. 
Молчанов А.А. Социальные структуры и общественные отношения в Греции II тысячелетия до н.э. (проблемы источниковедения миноистики и микенологии). М, 2000. 
Молчанов А.А. Родовые эмблемы древнегреческой знати (эволюция роли эмблематического элемента в системе социальной атрибутики) // Signum. 2005. № 3. С. 5–20. 
Молчанов А.А., Суриков И.Е. Писистратиды – потомки отказавших в гостеприимстве (Актуализация династического мифа) // Закон и обычай гостеприимства в античном мире / Е.С. Голубцова (ред.). М., 1999. C. 122–130. 
Нефёдкин А.К. Развитие эмблематики на древнегреческих щитах // ВДИ. 2002. № 3 (242). С. 116–129. 
Соломатина Е.И. Обозначение единоличных правителей архаической Греции в письменных источниках // АМА. 2019. Вып. 19. С. 19–35. 
Суриков И.Е. Древнейшие афинские монеты (Wappenmünzen): проблемы интерпретации и датировки // АМА. 2006. № 12. С. 43–51. 
Суриков И.Е. Очерки об историописании в классической Греции. М., 2011. 
Суриков И.Е. Архонтат в Афинах: от истоков института до утраты им политического значения // ВДИ. 2012. № 2 (281). С. 29–54. 
Суриков И.Е. Геродот, Филаиды и Алкмеониды (несколько слов о старой теме в связи с ее нынешним состоянием) // Метаморфозы истории. 2017. № 10. С. 9–34. 
Суриков И.Е. Античная Греция: Политогенез, политические и правовые институты (Opuscula selecta II). М., 2018. 
Суриков И.Е. Присутствовала ли библиография в трудах древнегреческих историков? // Роль библиографии в информационном обеспечении исторической науки / Е.А. Воронцова (ред.). М., 2018. С. 690–700. 
Суриков И.Е. Семья и род как феномены культуры в античности: древнегреческие ΟΙΚΟΣ и ΓΕΝΟΣ в сравнении с римскими FAMILIA и GENS // Вестник РГГУ. Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение». 2018. № 7(40). С. 126–140. 
Суриков И.Е. Ферекид Афинский – представитель «догеродотовского» этапа античного греческого историописания // Аристей. 2019. № 20. С. 114–142. 
Суриков И.Е. Сочинение Ферекида Афинского в контексте раннеклассического греческого историописания // ВДИ. 2020. № 3(80). С. 609–632. 
Alganza Roldán M. Hecateo de Mileto, “historiador” y “mitógrafo” // Florentia iliberritana. 2012. No. 23. P. 23–44. 
Armayor O.K. Herodotus, Hecataeus and the Persian Wars // The World of Herodotus / V. Karageorghis, I. Taifacos (eds.). Nicosia, 2004. P. 321–335. 
Bertelli L. Hecataeus: From Genealogy to Historiography // The Historian’s Craft in the Age of Herodotus / N. Luraghi (ed.). Oxf., 2007. P. 67–94. 
Boardman J. Herakles, Peisistratos, and Sons // Revue archéologique. 1972. No. 1. P. 57–72. 
Boardman J. Herakles, Peisistratos, and Eleusis // JHS. 1975. Vol. 95. P. 1–12.Boardman J. Herakles, Peisistratos, and the Unconvinced // JHS. 1989. Vol. 109. P. 158–159. 
Bohen B. Kratos & Krater: Reconstructing an Athenian Protohistory. Oxf., 2017. 
Bourriot F. Recherches sur la nature du genos: Étude d’histoire sociale athénienne. Periodes archaïque et classique. Lille; P., 1976. 
Brandt H. Herakles und Peisistratos, oder: Mythos und Geschichte. Anmerkungen zur Interpretation vorklassischer Vasenbilder // Chiron. 1997. Bd. 27. P. 316–334. 
Braun T. Hecataeus’ Knowledge of the Western Mediterranean // Greek Identity in the Western Mediterranean: Studies in Honour of B. Shefton / K. Lomas (ed.). Leiden; Boston, 2004. P. 287–347. 
Bridgman T.P. Hyperboreans: Myth and History in Celtic-Hellenic Contacts. N.Y.; L., 2005. 
Burns T. On Marcellinus’ Life of Thucydides // Interpretation: A Journal of Political Philosophy. 2010. Vol. 38(1). P. 3–25. 
Calame C. Thésée et l’imaginaire athénien: Légende et culte en Grèce antique. Lausanne, 1990. 
Classen A. The Nibelungenlied – Myth and History: A Middle High German Epic Poem at the Crossroads of Past and Present, Despair and Hope // Epic and History / D. Konstan, K.A. Raaflaub (eds.). Oxf., 2010. P. 262–279. 
Connor W.R. Tribes, Festivals and Processions: Civic Ceremonial and Political Manipulation in Archaic Greece // JHS. 1987. Vol. 107. P. 40–50. 
Crowther C. The Dionysia at Iasos: Its Artists, Patrons, and Audience // The Greek Theatre and Festivals: Documentary Studies / P. Wilson (ed.). Oxf., 2007. P. 294–334. 
Davies J.K. Athenian Propertied Families 600–300 B.C. Oxf., 1971. 
Develin R. Herodotos and the Alkmeonids // The Craft of the Ancient Historian / J.W. Eadie, J. Ober (eds.). Lanham, 1985. P. 125–139. 
Dickson K. Nestor: Poetic Memory in Greek Epic. N.Y.; L., 1995. 
Duplouy A. Le prestige des élites: Recherches sur les modes de reconnaissance sociale en Grèce entre les Xe et Ve siècles avant J.-C. P., 2006. 
Ellis A. A Socratic History: Theology in Xenophon’s Rewriting of Herodotus’ Croesus Logos // JHS. 2016. Vol. 136. P. 73–91. 
Finley M.I. The World of Odysseus. N.Y., 1965. 
Forrest W.G. The Emergence of Greek Democracy: The Character of Greek Politics, 800–400 B.C. L., 1966. 
Fowler R.L. Early Greek Mythography. II. Commentary. Oxf., 2013. 
Frost F.J. Faith, Authority, and History in Early Athens // Religion and Power in the Ancient Greek World / P. Hellström, B. Alroth (eds.). Uppsala, 1996. P. 83–89. 
Hansen M.H. Hekataios’ Use of the Word Polis in his Periegesis // Yet More Studies in the Ancient Greek Polis / T.H. Nielsen (ed.). Stuttgart, 1997. P. 17–27. 
Hart J. Herodotus and Greek History. L., 1982. 
The Hesiodic Catalogue of Women: Constructions and Reconstructions / R. Hunter (ed.) Cambr., 2005. 
Lambert S.D. The Phratries of Attica. Ann Arbor, 1998. 
Littman R.J. Kinship and Politics in Athens 600–400 B.C. N.Y., 1990. 
McGlew J.F. Tyranny and Political Culture in Ancient Greece. Ithaca, 1996. 
Mills S.J.V. Theseus, Tragedy and the Athenian Empire. Oxf., 1997. 
Mills S.J.V. The Lydian Logos of Herodotus 1. 50–2 // G&R. 2014. Vol. 61(2). P. 147–151. 
Möller A. The Beginnings of Chronography: Hellanicus’ Hiereiai // The Historian’s Craft in the Age of Herodotus / N. Luraghi (ed.). Oxf., 2007. P. 241–262. Nestle W. Vom Mythos zum Logos: Die Selbstenfaltung des griechischen Denkens von Homer bis auf die Sophistik und Sokrates. Aalen, 1966. 
Nilsson M.P. Cults, Myths, Oracles, and Politics in Ancient Greece. Lund, 1951. 
Oliver J.H. Demokratia, the Gods, and the Free World. Baltimore, 1960. 
Pearson L. Early Ionian Historians. Westport, 1975. 
Prakken D.W. Studies in Greek Genealogical Chronology. Lancaster, 1943. 
Pretzler M. Myth and History at Tegea – Local Tradition and Community Identity // Defining Ancient Arkadia: Symposium, April, 1–4, 1998 / T.H. Nielsen, J. Roy (eds.). Copenhagen, 1999. P. 89–129. 
Roussel D. Tribu et cité. Études sur les groupes sociaux dans les cités grecques aux époques archaïque et classique. P., 1976. 
Ruschenbusch E. Eine schriftliche Quelle im Werk Herodots (FGrHist 3, Pherekydes von Athen) // Historische Interpretationen Gerold Walser zum 75. Geburtstag dargebracht von Freunden, Kollegen und Schülern / M. Weinmann-Walser (Hg.). Stuttgart, 1995. S. 131–149. 
Ruschenbusch E. Weitere Untersuchungen zu Pherekydes von Athen (FGrHist 3) // Klio. 2000. Bd. 82/2. S. 335–343. 
Saïd S. Myth and Historiography // A Companion to Greek and Roman Historiography / J. Marincola (ed.). Oxf., 2007. Vol. 1. P. 76–88. 
Samons L.J. Herodotus on the Kimonids: Peisistratid Allies in Sixth-Century Athens // Historia. 2017. Bd. 66/1. P. 21–44. 
Starr C.G. The Origins of Greek Civilization 1100–650 B.C. L., 1962. 
Surikov I.E. The Evolution of the Athenian Archonship as an Institution of Public Law // Diritto @ storia. 2006. No. 5 (http://www.dirittoestoria.it/5/Memorie/ Surikov-Athenian-archonship-pub...). 
Surikov I.E. Herodotus and the Philaids // Ruthenia Classica Aetatis Novae: A Collection of Works by Russian Scholars in Ancient Greek and Roman History / A. Mehl, A.V. Makhlayuk, O.L. Gabelko (eds.), Stuttgart, 2013. P. 45–70. 
Vasilev M.I. The Date of Herodotus’ Visit to Macedonia // Ancient West and East. 2016. No. 15. P. 31–51. 
Wade-Gery H.T. Essays in Greek History. Oxf., 1958. 
Walker H.J. Theseus and Athens. Oxf., 1995. 
Wallace R.W. Redating Croesus: Herodotean Chronologies, and the Dates of the Earliest Coinages // JHS. 2016. Vol. 136. P. 168–181. 
West S. Herodotus’ Portrait of Hecataeus // JHS. 1991. Vol. 111. P. 144–160. 
Xanthou M.G. Χρυσός, χρόνος, and κλέος: Objects of Gold, Cognition, Ambiguity, and Authority in Herodotus’ Lydian Logos // Herodotus – Narrator, Scientist, Historian / E. Bowie (ed.). Berlin; Boston, 2018. P. 243–264. 
Zali V. Herodotus Mapping out his Genre: The Interaction of Myth and Geography in the Libyan Logos // Herodotus – Narrator, Scientist, Historian / E. Bowie (ed.). Berlin; Boston, 2018. P. 125–138. 

Поступила в редакцию: 
21.12.2020
Принята к публикации: 
10.04.2021
Опубликована: 
25.12.2021