ISSN 0320-961X (Print)
ISSN - (Online)


Для цитирования:

Борухович В. Г. Зевс Минойский (следы культа верховного критского божества в греческих мифах и религиозных обрядах) //Античный мир и археология. 1979. Т. 4, вып. 4. С. 3-26.

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 67)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
902.6.9(3)

Зевс Минойский (следы культа верховного критского божества в греческих мифах и религиозных обрядах)

Авторы: 
Борухович Владимир Григорьевич, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевскогo
Аннотация: 

В истории Средиземноморья Крит был не только родиной древнейшей культуры Европы, но и местом, где эта культура ранее всего пришла в соприкосновение с цивилизациями Востока. Египетское влияние можно отметить с эпохи Древнего царства, но особой интенсивности оно достигло ко времени Нового царства. Минойцы усвоили, по-видимому, и некоторые египетские обряды, как можно судить по памятникам минойского искусства. Примером может служить ваза из стеатита в форме страусового яйца (предмета, который мог стать известным минойцам благодаря связям с Египтом). На ней изображено шествие поющих юношей с сельскохозяйственными орудиями в руках. Впереди идет запевала, потрясающий систром — египетским музыкальным инструментом. Имело место и финикийское влияние. В свою очередь, критские корабли проникают далеко на Восток, в Малую Азию и Египет. По преданию, подтверждаемому археологическими источниками, Милет был основан выходцами из Крита. На фресках в гробницах египетских вельмож Нового царства мы видим послов Крита («Кефтиу»), несущих дары — вазы характерной эгейской формы.

Список источников: 

Златковской Т. Д. У истоков европейской культуры. М., 1961. С. 111.

Зограф Н. А. Античные монеты. М., 1951. С. 57.

Лосев А. Ф. Античная мифология. М., 1957. С. 134.

Лурье С. Я. Язык и культура Микенской Греции. М.; Л., 1957. С. 321.

Матье М. Э. Древнеегипетские мифы. М., 1956. С. 16.

Пендлбери Д. Археология Крита. М., 1950. С. 174.

Сидорова Н. А. Искусство Эгейского мира. М., 1973. С. 134.

 слл., где собраны источники, связанные с культом Зевса на Крите.

Толстой И. И. Статьи о фольклоре. М.; Л., 1966. С. 87. 

Томсон Д. Исследования по истории древнегреческого общества. М., 1958. С. 34.

Тренчени-Вальдапфель И. Мифология. М., 1959. С. 38.

Тэйлор Э. Первобытная культура. М., 1939. С. 508.

Bernhard M. Sztuka grecka V w. p. n. 1. Warsz., 1975. P. 160.

Bethe E. Minos // RhM. Bd. LXV. 2. S. 205.

Bosanquet R. C. The Palaikastro Hymn of the Kouretes // BSA. Vol. 50. 1908–1909. P. 339–358.

Deubner L. Attische Feste. Berlin, 1956. S. 159.

Dietrich B. C. The Origins of Greek religion. B.; N.-Y., 1973.

Effenterre H. Vois et places publiques au Nord-Ouest du palais de Mallia // BCH. Vol. 87. 1963. P. 235.

Effenterre. Politique et religion dans la Crète minoenne // RH. T. 229. 1903. P. 1.

Evans A. Palace of Minos I. L., 1921. P. 6.

Fontenrose J. The ritual theory of Myth. Berk., 1966. P. 30.

Frazer J. Totemism and exogamy. Vol. IV. L., 1935. P. 12–13.

Frazer J. G. Totemism and exogamy. L., 1910. Vol. I. P. 35.

Frost K. The Critias and Minoan Crete // JHS. Vol. XXXIII. 1913. P. 189.

Gerhard E. Auserlesene griechische Vasenbilder. Berlin, 1840. Bd. III. S. 160.

Gill M. A. Knossos sealings // BSA. Vol. 60. 1965. Pl. 17.

Gruppe O. Griechische Mythologie und Religionsgeschichte. 1906. S. 247.

Guarducci M. L’inno a Zeus Dicteo // Studi e materiali di storia delle religioni. T. XV. 1939. P. 1–22.

Guthrie W. The Religion and Mythology of the Greeks // CAH. Vol. II. Ch. XI. 1961. P. 20.

Harrison J. The Kouretes and Zeus Kouros // BSA. Vol. 50. 1908–1909. P. 308–338.

Harrison J. Themis. Cambr., 1927. P. 1–29.

Head B. Historia Numorum. 1911. P. 550.

Hermann F. Gottesdienstl. Altertümer. Bd. II. S. 420.

Hoffmann J. B. Etymologisches Wörterbuch des griechischen. Münch., 1961. S. 231.

Hood S., Warren P., Cadogan G. Travels in Crete // BSA. Vol. 59. 1964. P. 52.

Hooke S. H. The Labyrinth. L., 1935. P. 27.

Jiri Frel. Recke vazy. Praha, 1956. Obr. 188–189;

Kehnscherper G. Kreta. Mykene. Santorin. L.; B., 1975. S. 38.

Levi D. The sarcophagus of Hagia Triada // Archaeology. 1956. Vol. 9. P. 192.

Malten L. Der Stier in Kult und mythischem Bild // JDAI. 1928. Bd. 43. S. 128.

Marinatos S. Kreta und das Mykenische Hellas. Münch., 1959. Abb. 34, 35.

Mihailovici T. Kult and Mythos vom Minotauros // Altertum. 1974. Bd. 20. H. 4. S. 202.

Muller K. Tiryns. Bd. III. Augsburg, 1930. S. 139.

Nilsson M. Geschichte der griechischen Religion. München, 1967. S. 255–259

Nilsson M. Minoan-Mycenaean Religion. L., 1927.

Nilsson M. The Mycenaean Origin of Greek Mythology. Berkel., 1932. P. 159.

Picard Ch. Les religions préhellenistiques. P., 1948. P. 52.

Poursat J. Un sanctuaire du Minoen Moyen II a Mallia // BCH. Vol. 90. 1966. P. 536.

RE. s. v. Minos. Hbd. 30. Sp. 1898.

Rodenwaldt G., Muller K. Tiryns. Bd. 1–2. München, 1930.

Rutkowski B. Sztuka Egeiska. Warszawa, 1973. P. 257.

Sackett L. New excavations at a Minoan site // JLN. Apr. 27. 1963. P. 620.

Sackett L., Popham M., Warren P. Excavations at Palaikastro // BSA. Vol. 60. 1965. P. 248–314.

Sakellarakis J. A. Minoan cemeteries at Arkhanes // Archaeology. T. 20. 1967. № 4. P. 276.

Wilamowitz U. v. Griechische Verskunst. Berlin, 1921. S. 493–502.

Willets R. F. Cretan cults and festivals. N.-Y., 1962. P. 17.

Поступила в редакцию: 
05.04.1978
Принята к публикации: 
06.04.1979
Опубликована: 
15.08.1979