Для цитирования:
Борухович В. Г. Египет в классической греческой трагедии //Античный мир и археология. 1974. Т. 2, вып. 2. С. 23-31.
Египет в классической греческой трагедии
Уже сами греческие мифы, составившие, по словам Маркса, «базис и арсенал» античного искусства (что с особой силой проявилось в классической греческой трагедии), хранили в себе длительный многовековой опыт контактов их создателей с нильской долиной. Примером может служить миф о Гелиосе, огибающем небесный свод в своем золотом кубке: он принадлежит к числу древнейших греческих заимствований из египетской культуры. У Ферекида, текст которого сохранил Афиней (Athen., XI, 39, p. 470, CD-FHG, I, 80), мы читаем: «Геракл натянул лук, собираясь выстрелить в Гелиоса, но последний приказал Гераклу не делать этого. Геракл, испугавшись, не выстрелил. За это Гелиос дал ему золотой кубок, в котором он сам ездил со своими конями после заката через Океан, в течение всей ночи, по направлению к Востоку, откуда восходит солнце» (ср. также Apollod., Bibl., II, 5, 10). В египетских храмах бога Ра, построенных в эпоху Древнего Царства, по обеим сторонам святилища воздвигались на фундаменте изображения кораблей, соответствующих тем двум небесным кораблям, в которых бог солнца Ра совершал свое путешествие по небу утром и вечером.
То, что религия древнего Египта была хорошо знакома грекам в ту далекую эпоху, когда складывались мифы, можно увидеть из мифа о Тифоне. Олимпийские боги, спасаясь от этого чудовища, бегут в Египет и там изменяют свой облик, превращаясь в животных (Apollod., Bibl., I, 6, 3). Так в пору своего первого знакомства с египетской религией объясняли себе греки столь поразившее их обилие богов в образе животных, которым поклонялись обитатели нильской долины. В мифе об Ио переплелись греческие и египетские мотивы. Поэтому следует признать совершенно естественным, что классическая греческая трагедия, создававшаяся на сюжеты греческих мифов, содержит многочисленные упоминания об этой стране. Интерес к ней был всеобщим; кроме того, внесение экзотических подробностей в трагедию было особым художественным приемом, усиливавшим привлекательность этого еще нового тогда вида искусства.
Борухович В.Г. Античные авторы о производстве папируса // Уч. зап. Горьк. ун-та», 1961, № 52, с. 410.
Борухович В.Г. Египет и греки в VI–V веках до н. э. // Уч. зап. Горьк. ун-та, 1965, № 67, с. 85.
Борухович В.Г. К тексту “Персов” Эсхила // Доклады и сообщения филологического института ЛГУ, вып. 3, 1951, с. 283.
Брэстед Д. История Египта. Т. I, 1915, с. 284.
Лурье С. Я. Геродот. М.; Л., 1947, с. 21.
Струве В. В. Геродот и политические течения в Персии эпохи Дария I // ВДИ, 1948, № 3, с. 12.
Breasted J. H. Geschichte Aegyptens. Phaidon-Ausgabe, 1936, s. 90.
Chantraine P. Dictionnaire étymologique de la lange grecque. P., 1968, S. V.
How W., Wells J. A commentary on Herodotus. Oxf., 1957, 1, p. 169.
Kranz W. Stasimon, Untersuchungen zu Form und Gehalt d. griech. Tragödie. Berlin, 1933, S. 98.
Luria S. Demokrit, Orphiker und Aegypten. EOS, 1961, S. 24.
Mette H. Der verlorene Aischylos. B., 1963, S. 50.
Peretti A. Eschilo ed Anassagora sulle piene del Nilo, Studi italiani di filologia classica. 1956, v. XXVII–XXVIII, p 374.
Premerstein A. Über den Mythos in Euripides Helene. Philologus, B. 55, 1896, S. 633.
Schmid W., Stählin O. Gesch. d. Griech. Lit. I. B. IV. München, 1946, S. 73.
Schmid W., Stählin O. Op. cit., III, H. I. H., 1940, S. 502.
Sinko I. Zarys literatury greckiey, t. I. Wars., 159, s. 344.
Thomson G. Aischylos und Athen. Berlin, 1957, S. 319.
Zucker F. Athen und Ägypten (Aus Antike und Orient, Festschrift Schubart). Leipzig, 1950, S. 149.