ISSN 0320-961X (Print)
ISSN - (Online)


Для цитирования:

Шелов-Коведяев Ф. В. Игривая сценка на вазе из Пантикапея //Античный мир и археология. 2021. Т. 20, вып. 20. С. 207-220. DOI: https://doi.org/10.18500/0320-961X-2021-20-207-220, EDN: HWEGVS

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 102)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
903.23(398)
EDN: 
HWEGVS

Игривая сценка на вазе из Пантикапея

Авторы: 
Шелов-Коведяев Фёдор Вадимович, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)
Аннотация: 

В статье публикуется найденный при раскопках Пантикапея фрагмент чернофигурного килика, показывающий комос нимфы и силена. Сопровождающая сцену  надпись, оставленная вазописцем, гласит «телочка».

Список источников: 

Горбунова К.С. Чернофигурные аттические вазы в Эрмитаже. Л., 1983.

Самар О.Ю. Аттическая расписная керамика архаического периода из раскопок Пантикапея 1945–2017 гг. // Толстиков В.П., Асташова Н.С., Ломтадзе Г.А., Самар О.Ю., Тугушева О.В. Древнейший Пантикапей. От апойкии – к городу. М., 2017. С. 165–198.

Alexandridou A. The Early Black-Figured Pottery of Attika in Context. Leiden; Boston, 2011.

Anderson J.K.  Old  Smyrna:   The   Corinthian   Pottery //   ABSA.   1958–1959. Nos. 53/54.P. 138–151.

Barringer J.M. Scythian Hunters on Attic Vases // Greek Vases: Images, and Controversies. Leiden; Boston, 2004. P. 13–25.

Beazley J.D. Attic Black-figure Vase-Painters. Oxf., 1956. (ABV).

Beazley J.D. Attic Red-figure Vase-painting. 2nd ed. Oxf., 1963. (ARV).

Bélis A. Une inscription dépourvue de sens sur une amphore de Berlin? // Revue de philologie, de littérature et d’histoire anciennes. 2008. T. LXXXII(2). P. 247–255.

Boardman J. Early Greek Vase Painting. L., 1998.

Bundrick Sh.D. Athenian Eye Cups in Context // AJA. 2015. Vol. 119(3). P. 295–341.

Buschor E. Griechische Vasenmalerei. 2. Aufl. München, 1913.

Callipolitis-Feytmans D. Corpus Vasorum Antiquorum. Greece. Fasc. 3. Athènes (Musée National). Les coupes attiques à figures noires du VIe siècle. Athens, 1986. (CVA).

Chiarini S. The So-called Nonsense Inscriptions on Ancient Greek Vases. Between Paideia and Paidiá. Leiden; Boston, 2018.

Duhoux Y. Le vocalisme des inscriptions attiques: une question de méthodе // Verbum. 1987. No. 10. P. 179–197.

Durham D.B. The Vocabulary of Menander. Princeton, 1913.

Edwards M.W. Representation of maenads on Archaic red-figure vases // JHS. 1960. Vol. LXXX. P. 78–87.

Fränkel Ch. Satyrund Bakchennamen auf Vasenbildern. B., 1912.

Frontisi-Ducroux Fr. Kalé: le féminin facultative // Mètis. 1998. Vol. 13. P. 173–185.

Gerleigner G.S. Smikros hat’s gemalt. Zur Schriftbildlichkeit griechischer Vaseninschriften // Schriftträger – Textträger: Zur materiellen Präsenz des Geschriebenen in frühen Gesellschaften / A. Kehnel, D. Panagiotopoulos (Hrsg.). Berlin; München; Boston, 2015. S. 209–228.

Gerleigner G.S. Tracing Letters on the Eurymedon Vase: On the Importance of Placement of Vase-Inscriptions // Epigraphy of Art / D. Yatromanolakis (ed.). Oxf., 2016. P. 165–184.

Glazebrook A. Prostitutes, Plonk, and Play: Female Banqueters on a Red–figure Psykter from Hermitage // ClW. 2012. Vol. 105. No. 4. P. 497–524.

Greek Painted Pottery: Images, Contexts, and Controversies / C. Marconi (ed.). New York; Leiden, 2004.

Guarducci M. Epigrafia greca. Roma, 1967. Vol. I.

Hedreen G. Silens, Nymphs, and Maenads // JHS. 1994. Vol. CXIV. P. 47–69.

Hedreen G. «So-and-so καλή»: A Reexamination // Epigraphy of Art: Ancient Greek Vase-Inscriptions and Vase-Paintings /  D. Yatromanolakis  (ed.).  Oxf.,  2016. P. 53–72.

Henderson J. The Maculate Muse. Obscene Language in Attic Comedy. 2nd ed. N.Y.; Oxf., 1991.

Hesychii Alexandrini Lexicon / K. Latte (ed.). Copenhagen, 1966. Vol. II.

Jeffery L.H. The Local Scripts of Archaic Greece. 2nd ed. Oxf., 1963.

Iozzo M. Hidden Inscriptions on Athenian Vases // AJA. 2018. Vol. 122. No. 3. P. 397–410.

Kossatz-Deißmann A. Satyrund Mänadennamen auf Vasenbildern des GettyMuseums und der Sammlung Cahn (Basel), mit Addenda zu Charlotte Fraenkel, Satyrund Bakchennamen auf Vasenbildern (Halle, 1912) // Greek Vases in the J. Paul Getty Museum. Malibu, 1991. Vol. 5. P. 131–199.

Kretschmer P. Die griechischen Vaseninschriften ihrer Sprache nach untersucht. Gütersloh, 1894.

Mayor A., Colarusso J., Saunders D. Making Sense of Nonsense Inscriptions associated with Amazons and Scythians on Athenian Vases // Hesperia. 2014. Vol. LXXXIII. No. 3. P. 447–493.

McNally Sh. The Maenad in Ancient Greek Art // Arethusa. 1978. Vol. 11. No. 1– 2. P. 101–135.

Meisterhans K., Schwyzer E. Grammatik der Attischen Inschriften. B., 1900. Meritt B.D. Greek Inscriptions (14–27) // Hesperia. 1939. Vol. VIII. No. 1. P. 48–82. Meritt B.D. The Alliance between Athens and Egesta // BCH. 1964. Vol. 88(1). P. 413–415.

Merthen Cl. Beobachtungen zur Ikonographie von Klage und Trauer. Griechische Sepulkralkeramik vom 8. bis 5. Jh. v. Chr. Diss. Würzburg, 2005.

Morgan C. Attic Fine Pottery of the Archaic to Hellenistic Periods in Phanagoria. Leiden; Boston, 2004.

Peppler Ch.W. Comic  Terminations  in  Aristophanes  and  the  Comic  Fragments. Part I. Baltimore, 1902.

Schwyzer E. Griechische Grammatik. 3. Aufl. München, 1977. Bd. I.

Shapiro H.A. Leagros the satyr // Greek Vases: Images, and Controversies. Leiden; Boston, 2004. P. 1–11.

Smith T.J. Instant Messaging: Dance, Text, and Visual Communication on Archaic Corinthian and Athenian Vases // Epigraphy of Art: Ancient Greek VaseInscriptions and Vase-Paintings / D. Yatromanolakis (ed.). Oxf., 2016. P. 145–164.

Soleil D. Les mot d’Aristophane et les mots d’Hippocrate. Encore une fois sur le vocabulaire médical d’Aristophane // Lucida intervalla. 2009. Br. 40. P. 31–48.

Threatte L. The Grammar of Attic Inscriptions. 2nd ed. B.; N.Y., 1980.

Villard L. Les vases dans la Collection Hippocratique: Vocabulaire et usage // BCH. 1992. Vol. 116(1). P. 73–96.

Wachter R. Non-Attic Greek Vase Inscriptions. Oxf.; N.Y., 2001.

Поступила в редакцию: 
16.08.2020
Принята к публикации: 
24.12.2020
Опубликована: 
25.12.2021