Для цитирования:
??? К вопросу о классификации греческих и римских торговых судов V в. до н.э. — II в. н.э. //Античный мир и археология. 2006. Т. 12, вып. 12. С. 313-334.
К вопросу о классификации греческих и римских торговых судов V в. до н.э. — II в. н.э.
Включение в орбиту Средиземноморской торговли новых товарных рынков послужило толчком не только к активному освоению морских путей, но и привело к изменению организации морской торговли. С увеличением объемов морских перевозок возрос тоннаж античного грузового флота, появились новые типы судов, отличающиеся конструкцией корпуса, размерами, принципом хода.
За последние полвека накоплен немалый исторический материал по вопросам развития судостроения и мореплавания. Результаты, полученные в ходе подводных археологических исследований, значительно расширили наши знания о способах сборки корпуса античных судов, их размерах, тоннаже. На основании письменных источников и данных археологии специалистами по истории развития флота высказывались и обосновывались различные точки зрения относительно парусного и весельного вооружения кораблей. Острые дискуссии велись по поводу их мореходных качеств и грузоподъемности. Однако вопросы, связанные со специализацией, практически никем не освещались. Исключение, пожалуй, могут составить статьи Л. Кассона о вспомогательных и речных судах, использовавшихся для доставки грузов по побережью и в порту в римское время, и А. М. Снодграса о транспортировке тяжеловесных грузов в период архаики. Каждое из предложенных и обоснованных решений проблемы античного судостроения и мореплавания заслуживает внимания. При отсутствии статистических данных о транспортных судах и морской торговле исследователи должны использовать все имеющиеся в их распоряжении методы и способы научного подхода.
Блаватский В. Д. Пантикапей. Очерки истории столицы Боспора. М., 1964. С. 101.
Гайдукевич В. Ф. Боспорское царство. М.; Л., 1949. С. 94.
Джонс А. Х. М. Гибель античного мира. Ростов-на-Дону, 1997. С. 450—451.
Кузнецов В. Д. Организация общественного строительства в Древней Греции. М., 2000. С. 369.
Монахов С. Ю. Греческие амфоры в Причерноморье. Типология амфор ведущих центров-экспортеров товаров в керамической таре: Каталог-определитель. М.; Саратов, 2003. С. 88.
Черина А. Из глубины веков // Курьер Юнеско. 1987. № 12. С. 11.
Arribas A., Trias G., Gerda D., Hoz J. El Barco de el Sec (Costa de Calvia, Mallorca). Estudio de los materials. Mallorca, 1987. P. 33.
Ballard R. D., Hiebert F. T. Deepwater Archaeology of the Black Sea: The 2000 Season at Sinop, Turkey // AJA. 2001. Vol. 105. № 4. P. 607.
Bass G. A History of Seafaring. L., 1974. P. 68.
Blot J.-Y. L’histoire engloutie ou l’archéologie sous-marine. P., 1995.
Carlson D. N. The Classical Greek Shipwreck at Tectaş Burnu, Turkey // AJA. 2003. Vol. 107. № 4. P. 581.
Casson L. Harbour and River Boats of Ancient Rome // JRS. 1965. Vol. 55. P. 31—39.
Casson L. Ships and Seamanship in the Ancient World. Princeton, 1973. P. 159.
200.
Eiseman C. J., Ridgway B. S. The Porticello Shipwreck. Texas, 1987. P. 14.;
Gill David W. J. The Date of the Porticello Shipwreck: Some observations on the Attic bolsals // The Nautical Archaeology Society. 1987. Vol. 16. P. 31—33.
Haussoullier. Inscriptions de Didymes // RPh. Vol. 50. 1926. P. 89, 91.
Houston G. Ports in Perspective: Some Comparative Materials on Roman Merchant Ships and Ports. // AJA. 1988. Vol. 92. № 4. P. 557.
Houston G. Ports in Perspective: Some Comparative Materials on Roman Merchant Ships and Ports // AJA. 1988. Vol. 92. № 4. P. 553—564.
Katzev M. L. Lost Harbor for the Oldest Ship // National Geographic Magazine. 1974. P. 6—18.
Katzev M. L. Resurrecting the Oldest Known Greek Ship // National Geographic Magazine. 1970. № 6. P. 841—857.
Marsden P. The County Hall Ship // IJNA. 1974. № 3. P. 55—65.
Panvini R. Storia e archeologia dell’ antica Gela. Torino. 1996. P. 7.
Pomey P. Le navire romain de la Madrague de Giens // CRAI. 1982. P. 113—154.
Pulak C., Townsend R. The Hellenistic Shipwreck at Serce Limani, Turkey // AJA. 1987. Vol. 91. № 1. P. 31—57.
Rice R. S. The Antikythera Mechanism: Physical and Intellectual Salvage from the I B. C. // http://ccat.sas.upenn.edu/rrice/usna_pap.html.
Ships of the World: An Historical Encyclopedia // Albenga wreck.htm.
Snodgras A. M. Heavy Freight in Archaic Greece // Trade in the Ancient Economy. L., 1983. P. 16—26.
Steffy J. R. The Kyrenia Ship: An Interim Report on its Hull Construction // AJA. 1985. Vol. 89. № 1. P. 71—101.
Taylor P. Marine Archaeology. L., 1965. P. 45.
Williams H. Comacchio Wreck. Encyclopedia of Underwater and Maritime Archaeology. L., 1997. P. 105.