ISSN 0320-961X (Print)
ISSN - (Online)


Для цитирования:

??? К вопросу о классификации греческих и римских торговых судов V в. до н.э. — II в. н.э. //Античный мир и археология. 2006. Т. 12, вып. 12. С. 313-334.

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 157)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
[9+930.26](37+38)(082)

К вопросу о классификации греческих и римских торговых судов V в. до н.э. — II в. н.э.

Аннотация: 

Вклю­че­ние в орби­ту Сре­ди­зем­но­мор­ской тор­гов­ли новых товар­ных рын­ков послу­жи­ло толч­ком не толь­ко к актив­но­му осво­е­нию мор­ских путей, но и при­ве­ло к изме­не­нию орга­ни­за­ции мор­ской тор­гов­ли. С уве­ли­че­ни­ем объ­е­мов мор­ских пере­во­зок воз­рос тон­наж антич­но­го гру­зо­во­го флота, появи­лись новые типы судов, отли­чаю­щи­е­ся кон­струк­ци­ей кор­пу­са, раз­ме­ра­ми, прин­ци­пом хода.

За послед­ние пол­ве­ка накоп­лен нема­лый исто­ри­че­ский мате­ри­ал по вопро­сам раз­ви­тия судо­стро­е­ния и море­пла­ва­ния. Резуль­та­ты, полу­чен­ные в ходе под­вод­ных архео­ло­ги­че­ских иссле­до­ва­ний, зна­чи­тель­но рас­ши­ри­ли наши зна­ния о спо­со­бах сбор­ки кор­пу­са антич­ных судов, их раз­ме­рах, тон­на­же. На осно­ва­нии пись­мен­ных источ­ни­ков и дан­ных архео­ло­гии спе­ци­а­ли­ста­ми по исто­рии раз­ви­тия флота выска­зы­ва­лись и обос­но­вы­ва­лись раз­лич­ные точ­ки зре­ния отно­си­тель­но парус­но­го и весель­но­го воору­же­ния кораб­лей. Ост­рые дис­кус­сии велись по пово­ду их море­ход­ных качеств и гру­зо­по­дъ­ем­но­сти. Одна­ко вопро­сы, свя­зан­ные со спе­ци­а­ли­за­ци­ей, прак­ти­че­ски никем не осве­ща­лись. Исклю­че­ние, пожа­луй, могут соста­вить ста­тьи Л. Кас­со­на о вспо­мо­га­тель­ных и реч­ных судах, исполь­зо­вав­ших­ся для достав­ки гру­зов по побе­ре­жью и в пор­ту в рим­ское вре­мя, и А. М. Снод­гра­са о транс­пор­ти­ров­ке тяже­ло­вес­ных гру­зов в пери­од арха­и­ки. Каж­дое из пред­ло­жен­ных и обос­но­ван­ных реше­ний про­бле­мы антич­но­го судо­стро­е­ния и море­пла­ва­ния заслу­жи­ва­ет вни­ма­ния. При отсут­ст­вии ста­ти­сти­че­ских дан­ных о транс­порт­ных судах и мор­ской тор­гов­ле иссле­до­ва­те­ли долж­ны исполь­зо­вать все име­ю­щи­е­ся в их рас­по­ря­же­нии мето­ды и спо­со­бы науч­но­го под­хо­да.

Список источников: 

Блаватский В. Д. Пантикапей. Очерки истории столицы Боспора. М., 1964. С. 101.

Гайдукевич В. Ф. Боспорское царство. М.; Л., 1949. С. 94.

Джонс А. Х. М. Гибель античного мира. Ростов-на-Дону, 1997. С. 450—451.

Кузнецов В. Д. Организация общественного строительства в Древней Греции. М., 2000. С. 369.

Монахов С. Ю. Греческие амфоры в Причерноморье. Типология амфор ведущих центров-экспортеров товаров в керамической таре: Каталог-определитель. М.; Саратов, 2003. С. 88.

Черина А. Из глубины веков // Курьер Юнеско. 1987. № 12. С. 11.

Arribas A., Trias G., Gerda D., Hoz J. El Barco de el Sec (Costa de Calvia, Mallorca). Estudio de los materials. Mallorca, 1987. P. 33.

Ballard R. D., Hiebert F. T. Deepwater Archaeology of the Black Sea: The 2000 Season at Sinop, Turkey // AJA. 2001. Vol. 105. № 4. P. 607.

Bass G. A History of Seafaring. L., 1974. P. 68.

Blot J.-Y. L’histoire engloutie ou l’archéologie sous-marine. P., 1995.

Carlson D. N. The Classical Greek Shipwreck at Tectaş Burnu, Turkey // AJA. 2003. Vol. 107. № 4. P. 581.

Casson L. Harbour and River Boats of Ancient Rome // JRS. 1965. Vol. 55. P. 31—39.

Casson L. Ships and Seamanship in the Ancient World. Princeton, 1973. P. 159.

200.

Eiseman C. J., Ridgway B. S. The Porticello Shipwreck. Texas, 1987. P. 14.;

Gill David W. J. The Date of the Porticello Shipwreck: Some observations on the Attic bolsals // The Nautical Archaeology Society. 1987. Vol. 16. P. 31—33.

Haussoullier. Inscriptions de Didymes // RPh. Vol. 50. 1926. P. 89, 91.

Houston G. Ports in Perspective: Some Comparative Materials on Roman Merchant Ships and Ports. // AJA. 1988. Vol. 92. № 4. P. 557.

Houston G. Ports in Perspective: Some Comparative Materials on Roman Merchant Ships and Ports // AJA. 1988. Vol. 92. № 4. P. 553—564.

Katzev M. L. Lost Harbor for the Oldest Ship // National Geographic Magazine. 1974. P. 6—18.

Katzev M. L. Resurrecting the Oldest Known Greek Ship // National Geographic Magazine. 1970. № 6. P. 841—857.

Marsden P. The County Hall Ship // IJNA. 1974. № 3. P. 55—65.

Panvini R. Storia e archeologia dell’ antica Gela. Torino. 1996. P. 7.

Pomey P. Le navire romain de la Madrague de Giens // CRAI. 1982. P. 113—154.

Pulak C., Townsend R. The Hellenistic Shipwreck at Serce Limani, Turkey // AJA. 1987. Vol. 91. № 1. P. 31—57.

Rice R. S. The Antikythera Mechanism: Physical and Intellectual Salvage from the I B. C. // http://ccat.sas.upenn.edu/rrice/usna_pap.html.

Ships of the World: An Historical Encyclopedia // Albenga wreck.htm.

Snodgras A. M. Heavy Freight in Archaic Greece // Trade in the Ancient Economy. L., 1983. P. 16—26.

Steffy J. R. The Kyrenia Ship: An Interim Report on its Hull Construction // AJA. 1985. Vol. 89. № 1. P. 71—101.

Taylor P. Marine Archaeology. L., 1965. P. 45.

Williams H. Comacchio Wreck. Encyclopedia of Underwater and Maritime Archaeology. L., 1997. P. 105.

Поступила в редакцию: 
21.02.2006
Принята к публикации: 
07.05.2006
Опубликована: 
23.10.2006