Для цитирования:
Никишин В. О. Катон Младший, Сенека Младший, Плиний Младший: конфликт между нормой и реальностью //Античный мир и археология. 2023. Т. 21, вып. 21. С. 84-109. DOI: https://doi.org/10.18500/0320-961X-2023-21-84-109
Катон Младший, Сенека Младший, Плиний Младший: конфликт между нормой и реальностью
Статья посвящена трем политикам и интеллектуалам – лидеру республиканцев Катону Утическому, воспитателю Нерона Сенеке и другу Траяна Плинию Младшему. Бескомпромиссный борец с тиранией Катон предпочел покончить с собой, нежели принять диктатуру Цезаря. Конформист Сенека, сознательно принявший единовластие и мечтавший о правлении идеального принцепса, был вынужден покончить с собой по принуждению своего недостойного ученика, императора Нерона. Плиний Младший сделал блестящую политическую карьеру и, пережив деспотический режим Домициана, в посвященном Траяну «Панегирике» создал образ «наилучшего принцепса»
Аверинцев С.С. 1973. Плутарх и античная биография: к вопросу о месте классика жанра в истории жанра. М. [Averintsev S.S. 1973. Plutarh i antichnaya biografiya: k voprosu o meste klassika zhanra v istorii zhanra. Moskva].
Гвоздева И.А., Никишин В.О. 2012. Древний Рим и Великая Россия: еще раз об имперском мышлении и причинах стабильности великих держав // Альманах Славяно-греко-латинского кабинета Приволжского федерального округа. Вып. 3–4. Н. Новгород. С. 66–81 [Gvozdeva I.A., Nikishin V.O. 2012. Drevniy Rim i Velikaya Rossiya: eshchyo raz ob imperskom myshlenii i prichinah stabil’nosti velikih derzhav // Al’manakh Slavyano-greko-latinskogo kabineta Privolzhskogo federal’nogo okruga. Vyp. 3–4. Nizhniy Novgorod. S. 66–81].
Грималь П. 2003. Сенека, или Совесть Империи. М. [Grimal’ P. 2003. Seneka, ili Sovest’ Imperii. Moskva].
Квашнин В.А. 2019. Два Катона: возникновение «катоновской легенды» // Вестник Вологодского государственного университета. Серия: исторические и филологические науки. № 2 (13). С. 17–23 [Kvashnin V.A. 2019. Dva Katona: vozniknovenie «katonovskoy legendy» // Vestnik Vologodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: istoricheskie i filologicheskie nauki. № 2 (13). S. 17–23].
Кнабе Г.С. 1981. Корнелий Тацит. Время. Жизнь. Книги. М. [Knabe G.S. 1981. Korneliy Tacit. Vremya. Zhizn’. Knigi. Moskva].
Кнабе Г.С. 1985. Историческое пространство и историческое время в культуре Древнего Рима // Культура древнего Рима / Е.С. Голубцова (ред.). Т. II. М. С. 108–166 [Knabe G.S. 1985. Istoricheskoe prostranstvo i istoricheskoe vremya v kul’ture Drevnego Rima // Kul’tura drevnego Rima / E.S. Golubcova (red.). Tom II. Moskva. S. 108–166].
Кнабе Г.С. 1993. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима. М. [Knabe G.S. 1993. Materialy k lekciyam po obshchey teorii kul’tury i kul’ture antichnogo Rima. Moskva].
Краснов П.Н. 1895. Л.А. Сенека, его жизнь и философская деятельность. СПб. [Krasnov P.N. 1895. L.A. Seneka, ego zhizn’ i filosofskaya deyatel’nost’. Sankt-Peterburg].
Межерицкий Я.Ю. 1979. Принципат Юлиев – Клавдиев в произведениях Сенеки // Из истории античного общества. Горький. С. 95–109 [Mezherickiy Ya.Yu. 1979. Principat Yuliev – Klavdiev v proizvedeniyah Seneki // Iz istorii antichnogo obshchestva. Gor’kiy. S. 95–109].
Межерицкий Я.Ю. 1994. «Республиканская монархия»: метаморфозы идеологии и политики императора Августа. Москва; Калуга [Mezherickiy Ya.Yu. 1994. «Respublikanskaya monarhiya»: metamorfozy ideologii i politiki imperatora Avgusta. Moskva; Kaluga].
Межерицкий Я.Ю. 2016. «Восстановленная республика» императора Августа. М. [Mezherickiy Ya.Yu. 2016. «Vosstanovlennaya respublika» imperatora Avgusta. Moskva].
Никишин В.О. 2008. Катон Утический: хранитель устоев и нарушитель традиций // Studia historica. Вып. VIII. М. С. 123–138 [Nikishin V.O. 2008. Katon Uticheskiy: hranitel’ ustoev i narushitel’ tradiciy // Studia historica. Vyp. VIII. Moskva. S. 123–138].
Панченко Д.В. 1990. Римские моралисты и имморалисты на исходе республики // Человек и культура: индивидуальность в истории культуры. М. С. 73–80 [Panchenko D.V. 1990. Rimskie moralisty i immoralisty na iskhode respubliki // Chelovek i kul’tura: individual’nost’ v istorii kul’tury. Moskva. S. 73–80].
Сергеенко М.Е. 1982. О Плинии Младшем // Письма Плиния Младшего. М. С. 274–282 [Sergeenko M.E. 1982. O Plinii Mladshem // Pis’ma Pliniya Mladshego. Moskva. S. 274–282].
Смышляев А.Л. 1997. Civilis dominatio: римский наместник в провинциальном городе // ВДИ. № 3. С. 24–35 [Smyshlyaev A.L. 1997. Civilis dominatio: rimskiy namestnik v provincial’nom gorode // Vestnik drevney istorii. № 3. S. 24–35].
Фромм Э. 2018. Искусство любить. М. [Fromm E. 2018. Iskusstvo lyubit’. Moskva].
Штаерман Е.М. 1985. От гражданина к подданному // Культура древнего Рима. Т. 1. М. С. 22–105 [Shtaerman E.M. 1985. Ot grazhdanina k poddannomu // Kul’tura drevnego Rima. Tom 1. Moskva. S. 22–105].
Ayers D.M. 1953–1954. Cato’s Speech against Murena // ClJ. Vol. 49. P. 245–253.
Burton G. 1987. Government and the Provinces // The Roman World. Vol. I. L.; N.Y. P. 423–439.
Coleman K.M. 2012. Bureaucratic Language in the Correspondence between Pliny and Trajan // TAPhA. Vol. 142. P. 189–238.
Craig C.P. 1986. Cato’s Stoicism and the Understanding of Cicero’s Speech for Murena // TAPhA. Vol. 116. P. 229–239.
Droge A., Tabor J. 1992. A Noble Death. Suicide and Martyrdom among Christians and Jews in Antiquity. San Francisco.
Fehrle R. 1983: Cato Uticensis. Darmstadt.
Flacelière R. 1976. Caton d’Utique et les femmes // L’Italie préromaine et la Rome républicaine. Mélanges offerts à J. Heurgon. Vol. I. Rome. P. 293–302.
Goar R.J. 1987. The Legend of Cato Uticensis from the First Century B.C. to the Fifth Century A.D. Bruxelles.
Griffin M. 1976. Seneca. A Philosopher in Politics. Oxf.
Griffin M. 1986. Philosophy, Cato, and Roman suicide // G&R. Vol. 33. P. 64–77.
Hammond M. Pliny the Younger’s Views on Government // HSCPh. 1938. Vol. 49. P. 115–140.
Hill T.D. 2004. Ambitiosa Mors. Suicide and Self in Roman Thought and Literature. N.Y.; L.
Jones C.P. 1970. Cicero’s Cato // RhM. Bd. 113. P. 188–196.
Levick B.M. 1979. Pliny in Bithynia – and what followed // G&R. 2 Ser. Vol. 26. P. 119–131.
Nelson H. 1950. Cato the Younger as a stoic orator // CW. Vol. 44. P. 65–69.
Noreña C.F. 2007. The Social Economy of Plinyʼs Correspondence with Trajan // AJPh. Vol. 128. P. 239–277.
Padilla Arroba A., Villena Ponsoda M. 1986. El discurso de Catón en la conjuración de Catílina de Salustio // EFG. Vol. II. P. 123–127.
Salandra A. 1955. Catone Uticense // NRS. Vol. 39. P. 118–132.
Sørensen V. 1984. Seneca. The Humanist at the Court of Nero. Edinburgh.
Spahlinger L. 2005. Tulliana simplicitas. Zu Form und Funktion des Zitats in den philosophischen Dialogen Ciceros. Göttingen.