ISSN 0320-961X (Print)
ISSN - (Online)


Для цитирования:

Кузина Н. В. Об интерпретации одной группы находок из раскопок сельских святилищ Крымского Приазовья //Античный мир и археология. 2019. Т. 19, вып. 19. С. 356-366. DOI: https://doi.org/10.18500/0320-961X-2019-19-356-366, EDN: BZHSGV

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 156)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
EDN: 
BZHSGV

Об интерпретации одной группы находок из раскопок сельских святилищ Крымского Приазовья

Авторы: 
Кузина Наталья Владимировна, Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского
Аннотация: 

Подсыпки из раковин моллюсков – едва ли не обязательный признак любого святилища в Крымском Приазовье. Отдельные раковины, а также кости рыб встречаются в составе некоторых жертвоприношений. В
обрядовой практике сельских святилищ Крымского Приазовья морские экофакты были включены в контекст ритуальных действий, обусловленных устойчивыми среди сельского населения архаическими представлениями о мо-
дели мира. В сакральной сфере «морские» атрибуты, с одной стороны, выражали идеи, связанные с изобилием, плодовитостью, и в этом смысле принадлежали кругу символов богов, воплощавших плодоносные силы природы. С другой стороны, они маркировали нижнюю космическую зону, сопоставимую с хтоническим миром, применялись в обрядах жертвоприношений, в которых конституировалась взаимосвязь между уровнями мироздания в соответствии с архаической картиной мира.

Список источников: 

Аверинцев С.С. Вода // Мифы народов мира. Т. 1. М., 1994. С. 240.

Винокуров Н.И. Некрополь античного городища Артезиан в Крымском Приазовье (материалы раскопок 1999–2007 гг.). Симферополь; Керчь, 2014. – 679 с.

Грач Н.Л. Некрополь Нимфея. СПб., 1999. –328 с.

Грейвс Р. Мифы Древней Греции. М., 1992. – 624 с.

Зубарев В.Г., Крайнева А.А. Сакральные объекты в застройке северного квартала городища «Белинское» // Боспор Киммерийский и варварский мир в период  античности  и  средневековья / В.Н. Зинько (ред.).  Керчь, 2006. С. 150–151.

Кругликова И.Т. Сельское хозяйство Боспора. М., 1975. – 300 с.

Кузина Н.В., Масленников А.А. «Новое» святилище на холме вблизи поселения «Полянка» (раскопки 2012–2013 гг.) // ДБ. 2015. Вып. 19. С. 213–226.

Лебедева Ю.И. Представления древних греков о пространстве и времени по поэмам «Илиада» и «Одиссея» // Ярославский педагогический вестник. 2016. Вып. 4. С. 216–218.

Маковский М.М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках. М., 1996. – 416 с.

Масленников А.А. Грунтовые некрополи сельских поселений Караларского побережья (Восточный  Крым)  первых  веков  н.э. //  ДБ.  2000.  Вып. 3. С. 136–200.

Масленников А.А. Святилище на Меотиде. М.; Тула, 2006. –152 с.

Масленников А.А. Сельские святилища Европейского Боспора. Тула, 2007. – 564 с.

Масленников А.А., Кузина Н.В. Античное святилище на вершине близ поселения Полянка // ДБ. 2011. Вып. 15. С. 228–247.

Молев Е.А., Молева Н.В. Морские ипостаси Афродиты // Древний Восток и античный мир. М., 2018. Вып. 9. С. 180–196.

Молева Н.В. Очерки сакральной жизни Боспора. Н. Новгород, 2002. С. 113– 116.

Молева Н.В. О культе Афродиты в Китейском святилище // Очерки сакральной жизни Боспора. Н. Новгород, 2002. С. 95–107.

Молева Н.В. Орудия труда как вотивные подношения в Китейском святилище // Артефакты и сакральное в истории Боспора / А.В. Махлаюк (ред.). Н. Новгород, 2017. С. 51–61.

Молева Н.В. Тандем «заяц-собака» в религиозном мировоззрении древних греков // Артефакты и сакральное в истории Боспора / А.В. Махлаюк (ред.). Н. Новгород, 2017. С. 79–92.

Одрин А.В. Рыболовный промысел Боспора в доримское время // Боспор Киммерийский и варварский мир в период античности и средневековья. Ремёсла и промыслы (Боспорские чтения XI) / В.Н. Зинько (ред.). Керчь, 2010. С. 332–336.

Русяева А.С. Религия понтийских эллинов в античную эпоху: Мифы. Святилища. Культы олимпийских богов и героев. Киев, 2005. – 559 с.

Соколов М.Н. Рыба // Мифы народов мира. Т. 2. М., 1994. С. 391–393.

Столба В.Ф. Бусы, подвески и амулеты: вера в сглаз у греческого и местного населения Таврики // ВДИ. 2009. № 2. С. 109–129.

Тульпе И.А. Артефакты и сакральное (некоторые проблемы  интерпретации) // Артефакты и сакральное в истории Боспора / А.В. Махлаюк (ред.). Н. Новгород, 2017. С. 13–25.

Тульпе И.А., Хршановский В.А. Жернова на некрополе // Вещь в контексте культуры. СПб., 1994. С. 108–109.

Тульпе И.А., Хршановский В.А. Сакральное поле некрополя // Боспорский феномен. Погребальные памятники и святилища /  В.Ю. Зуев  (ред.). СПб., 2002. С. 161–167.

Худяк М.М. Из истории Нимфея VI–III вв. до н.э. Л., 1962. – 64 с.

Элиаде М. Священное и мирское. М., 1994. – 144 с.

Элиаде М. Образы и символы. Эссе о магико-религиозной символике // Миф о вечном возвращении. Избранные сочинения: Миф о вечном возвращении. Образы и символы. Священное и мирское. М., 2000. С. 125–247.

Поступила в редакцию: 
14.06.2019
Принята к публикации: 
23.10.2019
Опубликована: 
18.12.2019