ISSN 0320-961X (Print)
ISSN - (Online)


Для цитирования:

Гончаров В. А. «Свои» и «чужие» жреческие коллегии в раннем Риме //Античный мир и археология. 2002. Т. 11, вып. 11. С. 42-47.

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 147)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
[9+930.26](37+38)(082)

«Свои» и «чужие» жреческие коллегии в раннем Риме

Авторы: 
Гончаров Владимир Александрович, Воронежский государственный университет
Аннотация: 

Одной из наи­бо­лее важ­ных про­блем исто­рии древ­не­го мира, без сомне­ния, явля­ет­ся про­бле­ма соот­но­ше­ния «сво­его» и «чужо­го» в антич­ной и, в част­но­сти, в рим­ской куль­ту­ре. Дей­ст­ви­тель­но, вза­и­мо­дей­ст­вие древ­не­го Рима с окру­жаю­щим его миром более чем актив­но про­яв­ля­лось в бес­чис­лен­ном мно­же­стве самых раз­лич­ных аспек­тов — от тра­ди­ций гра­до­стро­и­тель­ства до одеж­ды. При этом, не оста­лась в сто­роне и область сакраль­но­го, в кото­рой выше­упо­мя­ну­тое вза­и­мо­дей­ст­вие нашло вполне отчет­ли­вое и яркое выра­же­ние.

Как извест­но, рели­ги­оз­ная сфе­ра древ­не­го Рима уже в цар­скую и ран­не­рес­пуб­ли­кан­скую эпо­ху про­шла весь­ма дли­тель­ный путь в сво­ем раз­ви­тии — от доста­точ­но при­ми­тив­ных веро­ва­ний сель­ско-общин­но­го харак­те­ра до вполне раз­ви­той и раз­ветв­лен­ной систе­мы куль­тов с антро­по­морф­ны­ми боже­ства­ми, хра­ма­ми, спе­ци­аль­но учреж­ден­ны­ми жре­че­ски­ми кол­ле­ги­я­ми и тща­тель­но выве­рен­ны­ми цере­мо­ни­я­ми. Несо­мнен­но, одной из основ­ных линий в подоб­ном «совер­шен­ст­во­ва­нии» рим­ской рели­гии был пер­ма­нент­ный про­цесс заим­ст­во­ва­ния божеств и сакраль­ной прак­ти­ки дру­гих пле­мен и наро­дов. Сна­ча­ла он выра­жал­ся в сли­я­нии и упо­рядо­че­нии куль­тов соста­вив­ших Рим общин, а затем — в актив­ном «импор­те чужих богов», осно­ван­ном на дина­ми­че­ском пред­став­ле­нии рим­лян о сво­ем про­стран­стве и сопут­ст­во­вав­шем их посто­ян­ной воен­ной экс­пан­сии.

Список источников: 

Кнабе Г. С. Историческое пространство Древнего Рима // Кнабе Г. С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима. М., 1993. С. 267.

Моммзен Т. История Рима. СПб., 1997. Т. 1. С. 149.

Немировский А. И. Идеология и культура раннего Рима и Италии. Воронеж, 1964. С. 99.

Немировский А. И. Этруски. От мифа к истории. М., 1983. С. 227.

Немировский А. И., Харсекин А. И. Этруски. Введение в этрускологию. Воронеж, 1969. С. 136.

Пенник Н., Джонс П. История языческой Европы. СПб., 2000. С. 94.

Раевский Д. С. Очерки идеологии скифо-сакских племен. М., 1977. С. 89—109.

Сморчков А. М. О характере культа жреческой коллегии салиев // Античность и средневековье Европы. Пермь, 1996. С. 47.

Токарев С. А. Ранние формы религии. М., 1990. С. 138.

Штаерман Е. М. Социальные основы религии древнего Рима. М., 1987. С. 59.

Штернберг Л. Я. Первобытная религия. Л., 1936. С. 365—375.

Bailey C. Phases in the religion of Ancient Rome. Berkeley, 1932. P. 158.

Bailey C. The religion of Ancient Rome. London, 1921. P. 78.

Fowler W. The religious experience of the Roman people. London, 1911. P. 237.

Поступила в редакцию: 
01.05.2002
Принята к публикации: 
05.09.2002
Опубликована: 
30.12.2002