Для цитирования:
??? Язычники в осажденном Риме (408—410 гг.) //Античный мир и археология. 2006. Т. 12, вып. 12. С. 253-263.
Язычники в осажденном Риме (408—410 гг.)
После гибели Стилихона (22 августа 408 г.), фактического правителя Западной Римской империи при императоре Гонории, для Рима наступила наиболее трагическая пора за все время его существования. В течение двух последующих лет Городу пришлось пережить три осады Алариха, сопровождавшиеся страшным голодом и массовыми беспорядками, и, наконец, взятие и разграбление. Тяжелое положение, в котором оказались римляне, горе и страдания, выпавшие на их долю, обострили внутренние противоречия, в частности, непрекращающуюся борьбу между язычеством и христианством и заставили вновь обратиться за помощью и поддержкой к древним богам. То, что произошло в Риме в 408—410 гг. по инициативе Габиния Барбара Помпеяна и Приска Аттала, едва ли можно назвать попыткой языческой реставрации, но для гонимых язычников, несомненно, наступила некоторая «оттепель». Выяснение сути данного явления и составляет предмет настоящей статьи.
Грант М. Крушение Римской империи. М., 1998. С. 155.
Джонс А. Х. М. Гибель античного мира. Ростов, 1997. С. 465.
Bloch H. The Pagan Revival in the West at the End of the Fourth Century // The Conflict between Paganism and Christianity in the Fourth Century / Ed. by Momigliano A. Oxf., 1963. P. 217.
Brown P. R. L. Aspects of the Christianization of the Roman Aristocracy // JRS. 1961. Vol. 51. P. 3.
Chastagnol A. La préfecture urbain à Rome sous le Bas-Empire. P., 1960. P. 446 f.
Chastagnol A. Les Fastes de la préfecture de Rome au Bas-Empire. P., 1962. P. 266. N. 113.
Diesner H.-J. Das Buccellariertum von Stilicho und Sarus bis auf Aetius. // Klio. 1974. Bd. 54. S. 333.
Eibern St. Usurpationen im Spätrömishen Reich. Bonn, 1984. S 109.
Ensslin W. Gabinius Barbarus Pompeianus // RE. 1952. Hbd. 42. Sp. 1997.
Ensslin W. Olympius // RE. 1939. Hbd. 35. Sp. 246.
Ensslin W. War Kaiser Theodosius I zweimal in Rom? // Hermes. 1953. Bd. 81. S. 100—183.
Geffcken J. The Last Days of Greco-Roman Paganism. Amsterdam, 1978. P. 226.
Hodgkin Th. The Dynasty of Theodosius. N. Y., 1971. P. 161 f.
Manganaro G. La reazione pagana a Roma nel 408—9 d. C. e il poemetto anonimo «Contra Paganos» // GIF. 1960. № 13. P. 210—224.
Marcone A. Il sacco di Roma del 410 nella riflessione di Agostino e di Orosio // RSI. Napoli, 2002. A. 94. Fasc. 3. P. 855.
Mattews J. The Historical Setting of the «Carmen contra paganos» // Historia. 1970. Bd. 19. P. 474—478.
Mattews J. Western Aristocracies and Imperial Court. A. D. 364—425. Oxf., 1975. P. 293.
Matthews J. F. Olympiodorus of Thebes and the History of the West (A. D. 407—425) // JRS. 1970. Vol. 60. P. 84.
O’Donnel J. J. The Career of Virius Nicomachus Flavianus // Phoenix. 1978. Vol. 32. № 2. P. 141 f.
Salzman M. R. The Evidence for the Convertion of the Roman Empire to Christianity in Book 16 of the Theodosian Code // Historia. 1993. Bd. 42. H. 3. P. 367 f.
Schmidt L. Die Ostgermanen. München, 1934. S. 445.
Seeck O. Priscus Attalus // RE. 1896. Bd. 2. 2. Sp. 2178.
Seeck O. Serena // RE. 1923. 2. R. Hbd. 4. Sp. 1673.
Stein E. Geschichte des spätrömischen Reiches. Wien, 1928. Bd. 1. Von römischen zum byzantischen Staate (284—476 n. Chr.). S. 392 f.