Для цитирования:
Дымская Д. Д. Катилина в «Энеиде» //Античный мир и археология. 2019. Т. 19, вып. 19. С. 69-80. DOI: https://doi.org/10.18500/0320-961X-2019-19-69-80, EDN: QOMFII
Катилина в «Энеиде»
В статье анализируется образ Катилины в «Энеиде». Для Вергилия Катилина очевидно является злодеем и символом гражданских раздоров. Однако это отношение не распространяется на остальных представителей рода Сергиев, т.к. их легендарный предок Сергест, несмотря на своё довольно сомнительное поведение во время погребальной регаты, все же изображен одним из главных и верных спутников Энея. Возможно, таким образом Вергилий хотел показать, что не следует осуждать за преступления Катилины всех Сергиев и что они могут быть хорошими гражданами и верно служить государству, как Сергест – своему предводителю.
Альбрехт М. фон. История римской литературы от Андроника до Боэция и ее влияния на последующие эпохи / Пер. с нем. А.И. Любжина. М., 2004. Т. II.
Тронский И.М. История античной литературы. М., 1983.
Anderson C.A., Dix T.K. Vergil at the Races: The Contest of Ships in Book 5 of the Aeneid // Vergilius. 2013. Vol. 59. Р. 3–21.
Berry D.H. The Criminals in Virgil's Tartarus: Contemporary Allusions in Aeneid 6.621–4 // ClQ. 1992. Vol. 42. No. 2. P. 416–420.
Davis H.H. Catiline Lived On // The Classical Outlook. 1957. Vol. 35. No. 3. P. 29–31.
Davison B. Sergestus, called Sergius // Society for Ancient Numismatics. 1969. Vol. 1. № 1. P. 12–13.
Eden P.T. A Commentary on Virgil: Aeneid VIII. Cambr., 1975.
Feldherr A. Ships of State: «Aeneid» 5 and Augustan Circus Spectacle // Classical Antiquity. 1995. Vol. 14. No. 2. P. 245–265.
Fratantuono L.M., Alden Smith R. Virgil, Aeneid 8: Text, Translation, and Commentary. Leiden; Boston, 2018.
Gossrau G.W. Publii Vergilii Maronis Aeneis. Quedlinburg; Leipzig, 1846. Grandsen K.W. A Commentary // Virgil. Aeneid. Book VIII. Cambr., 2003. Guillemin A.M. Virgile, poète, artiste et penseur. P., 1951.
Virgil. Critical Assessments of Classical Authors / Hardie Ph.R. (ed.). Vol. IV: The Aeneid (continued). N. Y., 1999.
Harrison S.J . The Survival and Supremacy of Rome: The Unity of the Shield of Aeneas // J RS. 1997. Vol. 87. P. 70–76.
Henry J. Aeneidea. Vol. III. Dublin, 1889.
Horsfall N. Virgil, «Aeneid» 6: A Commentary. B.; Boston, 2013.
Kananack C.H.E. Reconsidering «The Conspiracy of Catiline»: Participants, Concepts, and Terminology in Cicero and Sallust. PhD Diss. Exeter, 2012.
Klotz A. Sergestus // RE. 1923. II. R. Hbd. 4. Sp. 1683.
Maclennan K. Virgil: Aeneid VIII. L.; N.Y., 2017.
Muse K. Sergestus and Tarchon in the «Aeneid» // ClQ. 2007. Vol. 57. No. 2. P. 586–605.
Paschalis M. Virgil's Aeneid: Semantic Relations and Proper Names. N.Y., 1997.
Rhiannon A. Ancient Historical Battle Narratives and the Epic Tradition // Clio and the Poets: Augustan Poetry and the Traditions of Ancient Historiography. Leiden; Boston; Köln, 2002.
Savage J.T. Catiline in Vergil and in Cicero // CJ . 1941. Vol. 36. No. 4. P. 225– 226.
Schmal S. Sallust. Hildesheim; Zürich; N.Y., 2001.
Smith A. Poetic Allusion and Poetic Embrace in Ovid and Virgil. Ann Arbor, 1997.
Syme R. Sallust. Berkeley etc., 1964.
Thiel C. Publii Virgilii Maronis Aeneis: mit Erläuterungen den Gymnasialzwecken und Besonders der Beförderung der Privatlectüre auf Gymnasien bestimmt. Tl. 2. B., 1838.
Urso G. La gens «Sergia» e gli antenati di Catilina // Aevum. 2015. Anno 89, Fasc. 1. P. 125–141.
Wiseman T.P. Lucretius, Catiline and the Survival of Prophecy // Historiography and Imagination: Eight Essays on Roman Culture. Exeter, 1999.
Woodman A.J. Virgil the historian: Aeneid 8.626–62 and Livy // Diggle J ., Hall J .B., J ocelyn H.D. (eds.). Studies in Latin Literature and its Tradition in Honour of C.O. Brink. Cambridge Philological Society suppl. 1989. Vol. 15.