ISSN 0320-961X (Print)
ISSN - (Online)


Для цитирования:

Синицын А. А. Место Tuche в трагедии Софокла «Царь Эдип» (к проблеме соотношения судьбы-случая и воли героя в греческой драме) //Античный мир и археология. 1999. Т. 10, вып. 10. С. 35-47.

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 84)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
[9+930.26](37+38)(082)

Место Tuche в трагедии Софокла «Царь Эдип» (к проблеме соотношения судьбы-случая и воли героя в греческой драме)

Авторы: 
Синицын Александр Александрович, Русская христианская гуманитарная академия
Аннотация: 

В сло­ва­ре Софок­ла насчи­ты­ва­ет­ся око­ло десят­ка раз­лич­ных тер­ми­нов, кото­ры­ми антич­ные гре­ки выра­жа­ли поня­тие судь­бы. Одной из опре­де­ля­ю­щих сто­рон этой фило­соф­ско-эсте­ти­че­ской кате­го­рии в миро­воз­зре­нии Софок­ла явля­ет­ся поня­тие τύ­χη. В раз­лич­ных фор­мах это сло­во встре­ча­ет­ся в сохра­нив­ших­ся текстах Софок­ла свы­ше пяти­де­ся­ти раз. Столь боль­шое коли­че­ство с.36 упо­ми­на­ний это­го тер­ми­на едва ли не соот­вет­ст­ву­ет его мно­го­знач­но­сти, что отра­жа­ет в целом осо­бен­ность «при­ро­ды» τύ­χη в миро­вос­при­я­тии древ­них гре­ков. Име­ю­щий дол­гую исто­рию, этот тер­мин пред­став­ля­ет­ся ино­гда чуть ли не все­знач­ным. Он обо­зна­ча­ет почти все чело­ве­че­ские отно­ше­ния и собы­тия, поэто­му М. П. Нильс­сон и Г. Хер­цог-Хау­зер при­ла­га­ют к нему опре­де­ле­ние vox me­dia.

При­ня­то счи­тать, что «пев­цом Тюхе» сре­ди атти­че­ских тра­ги­ков был Еври­пид. Дей­ст­ви­тель­но, у него дан­ная сто­ро­на судь­бы пред­став­ле­на в боль­шей сте­пе­ни, чем у дру­гих поэтов, и в зна­чи­тель­ной мере опре­де­лен­ной. По мне­нию А. Лес­ки, Еври­пид явля­ет­ся созда­те­лем «Ty­ched­ra­men», к кото­рым в первую оче­редь отно­сят­ся тра­гедии «Еле­на» и «Ион». Ряд иссле­до­ва­те­лей так­же нахо­дит, что у Еври­пида в самом зачат­ке уже при­сут­ст­ву­ет «лич­ная τύ­χη» героя (cf.: Hec. 785 sq.).

Список источников: 

Allègre P. Etude sur la déesse grecque Tyché. Paris, 1889.

Alt K. Schicksal und φύσις im Philoktet des Sophokles // Sophokles / Hrsg. von H. Diller. 2. Aufl. Darmstadt, 1986. S. 412 ff.

Andres. Daimon // RE. 1918. Supplbd. 3. Sp. 267—322.

Boisacq E. Dictionnaire étymologique de la langue grecque. Etudiée dans ses rapports avec les autres langues indoeuropéennes. Heidelberg; Paris, 1916. P. 989 (s. v. τυγχάνω);

Egermann F. Arete und tragische Bewußtheil bei Sophokles und Herodot. Munchen, 1957. S. 43.

Ehrenberg V. Sophokles und Perikles. München, 1956. S. 85—90.

Eitrem S. Moira // RE. 1932. Bd. 15. 2. Sp. 2449 ff.

Ellendt F. Lexicon Sophocleum / Curavit H. Genthe. 2 ed. Lipsiae; Berolini, 1872. Col. 747 sq. (s. v. τύχη).

Green P. Alexander to Actium. The Hellenistic Age. London, 1993. P. 400 ff.;

Greene W. Ch. Moira, Fate, Good and Evil in Greek Thought. Cambr. (Mass.), 1944.

Gundel. Heimarmene // RE. 1912. Bd. 7. 2. Sp. 2622—2645.

Herzog-Hauser G. Tyche (1) // RE. Bd. 8A. 1948. Sp. 1644 ff.

Kamerbeek J. C. Individuum und Norm bei Sophokles // Sophocles / Hrsg. von H. Diller. 2. Aufl. Darmstadt, 1986. S. 79—90.

Kamerbeek J. C. The Plays of Sophocles. Commentaries. Vol. 4: The Oedipus Typannus. Leiden, 1967.

Kitto H. D. F. Sophocles: Dramatist and Philosopher. London, 1958.

Latacz J. Einführung in die griechische Tragödie. Göttingen, 1993. S. 289.

Lesky A. Geschichte der griechischen Literatur. 3. Aufl. München, 1993. S. 440 f.

Liddell H. G., Scott R., Jones H. S. A Greek-English Lexicon. Oxford, 1994. P. 1839 (s. v. τύχη).

Meuss H. Tyche bei den attischen Tragikern // Gymnasial-Programm. Hirschberg, 1889.

Nilsson M. P. Geschichte der griechischen Religion. 4. Aufl. München, 1988. Bd. 1. S. 216—225.

Pötscher W. Tyche (1) // Der Kleine Pauly. Lexikon der Antike / Hrsg. von K. Ziegler und W. Sontheimer. München, 1979. Bd. 5. Sp. 1016;

Whitman C. H. Das Rätsel Sophokles: Die klassizistische Sehweise // Sophocles / Hrsg. von H. Diller. 2. Aufl. Darmstadt, 1986. S. 9—35.

Голосовкер Я. Э. Логика мифа. М., 1987. С. 54.

Горан В. П. Древнегреческая мифологема судьбы. Новосибирск, 1990.

Горан В. П. Древнегреческая мифологема судьбы. С. 23.

Зелинский Ф. Ф. Трагедия рока // Софокл. Драмы. М., 1915. Т. 2. С. 33.

Лосев А. Ф. Греческая культура в мифах, символах и терминах. СПб., 1999. С. 434-442.

Лосев А. Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. М., 1994. Кн. 2. С. 280.

Лосев А. Ф. История античной эстетики: Итоги тысячелетнего развития. М., 1994. Кн. 2. С. 498.

Радциг С. И. К вопросу о мировоззрении Софокла // ВДИ. 1957. № 4. С. 37—48.

Радциг С. И. Миф и действительность в греческой трагедии // ФН. 1962. № 2. С. 122.

Синицын А. А. Фукидид и понятие судьбы-tyche у греков в V веке до н. э.: Автореф. дис… канд. ист. наук. Саратов, 1998. С. 12.

Тахо-Годи А. А. Тиха // Мифы народов мира: В 2 т. М., 1992. Т. 2. С. 515.

Тахо-Годи А. А. Природа и случай как стилистические принципы новоаттической комедии // ВКФ. М., 1971. Вып. 3-4. С. 244 слл.

Ярхо В. Н. Вина и ответственность в древнегреческой трагедии // Проблемы античной культуры: Сб. науч. докладов. Тбилиси, 1975. С. 75—83.

Ярхо В. Н. Ф. Ф. Зелинский — переводчик Софокла // Софокл. Драмы. М., 1990. С. 524.

Поступила в редакцию: 
15.09.1999
Принята к публикации: 
30.11.1999
Опубликована: 
05.12.1999