Для цитирования:
??? Черты дионисийского мифа в новелле Геродота о скифском царе Скиле //Античный мир и археология. 2006. Т. 12, вып. 12. С. 345-351.
Черты дионисийского мифа в новелле Геродота о скифском царе Скиле
Рассказ Геродота о Скиле (Hdt. IV. 78—80) достаточно хорошо известен, тем не менее, для лучшего понимания нашей аргументации считаем необходимым привести текст этого сообщения (пер. И. А. Шишовой):
«[…] У Ариапифа, царя скифов, был в числе других сыновей Скил. Он родился от женщины из Истрии и отнюдь не от туземки, и мать научила его греческому языку и письму. Некоторое время спустя Ариапиф был предательски убит Спаргапифом, царем агафирсов, а Скил наследовал царскую власть и жену отца […] Управляя скифами, Скил отнюдь не был доволен скифским образом жизни, но гораздо больше был склонен к эллинским обычаям вследствие воспитания, которое он получил. Делал он следующее: всякий раз, как Скил вел войско скифов к городу борисфенитов и приходил к ним, он оставлял войско в предместье, сам же проходил внутрь, за городскую стену и запирал ворота. Сняв с себя скифскую одежду, он надевал эллинское платье. Когда он шел в этом платье на рыночную площадь, за ним не следовали ни телохранители и никто другой (а ворота охраняли, чтобы никто из скифов не увидел его в этой одежде). И во всем остальном он пользовался эллинским образом жизни и приносил жертвы богам по законам эллинов. Проведя так месяц или более того, он уходил, надев скифскую одежду. Делал он это часто, и дом построил себе в Борисфене и женился там на местной женщине.
Виноградов Ю. Г. Перстень царя Скила // СА. 1980. № 3. С. 92—109.
Виноградов Ю. Г. Политическая история Ольвийского полиса VII—I вв. до н. э. Историко-эпиграфическое исследование. М., 1989. С. 116.
Виноградов Ю. Г., Русяева А. С. Граффити из святилища Аполлона на Западном теменосе Ольвии // ХС. 2001. Вып. 11. С. 138 сл.
Древний мир на Юге России. М., 1918. С. 39. Рис. 34.
Иванов В. И. Дионис и прадионисийство. СПб., 1994. С. 26.
Кузнецова Т. М. Анахарсис и Скил // КСИА. 1984. Вып. 178. С. 14.
Куклина И. В. Анахарсис // ВДИ. 1972. № 3. С. 118 сл.
Торчинов Е. А. Религии мира. Опыт запредельного. СПб., 1997. С. 128 сл.
Шауб И. Ю. «Буйный Арес номадов» (Воинские культы скифов) // Новый часовой. 2000. № 10. С. 115—118.
Элиаде М. Космос и история. М., 1987. С. 59.
Aly W. Volksmärchen, Sage und Novelle bei Herodot und seinem Zeitgenossen. Göttingen, 1921. S. 128.
Dumézil G. Romans de Scythie et d’alentour. P., 1978. P. 353.
Meuli K. Scythica // Hermes. 1935. Bd. 70. S. 122 f.