ISSN 0320-961X (Print)
ISSN - (Online)


Геродот

Будущее Геродота – настоящее Фукидида – прошлое Ксенофонта (ἀρχή, ἡγεμονία и империалистические тенденции в классической Греции глазами трех великих историков)

В статье рассматривается ряд сюжетов, связанных с империалистическими тенденциями в Греции второй половины V и первой половины IV в. до н.э. и с освещением этих процессов в трудах авторов, перечисленных в заголовке. Автор полемизирует с недавно высказанной гипотезой, согласно которой Геродот был еще жив и писал в период, когда окончилась Пелопоннесская война. Делаются наблюдения относительно внешнеполитических симпатий Геродота, Фукидида и Ксенофонта. Указывается, что если во второй половине V в. до н.э.

Геродотовские новеллы об Анахарсисе и Скиле: скифы и xeinika nomaia (Hdt. IV.76–80)

Занимательный и жутковатый, как это часто у Геродота, но при этом поучительный логос о скифах и ξεινικὰ νόμαια, составленный из двух новелл о печальной участи Анахарсиса и Скила, начинается с тезиса о том, что скифы избегают обычаев иных народов, особенно же греческих, а завершается этот эпизод сентенцией, утверждающей начальный тезис: так скифы охраняют свои устои (IV.76–80). Геродот описывает отношение соседей-варваров к чужим и чуждым обычаям. Но эти два примера касаются именно своих, скифских, героев (или, вернее, антигероев).

БУДУЩЕЕ ГЕРОДОТА – НАСТОЯЩЕЕ ФУКИДИДА – ПРОШЛОЕ КСЕНОФОНТА (ἀρχή, ἡγεμονία и империалистические тенденции в классической Греции глазами трех великих историков)

В статье рассматривается ряд сюжетов, связанных с империалистическими тенденциями в Греции второй половины V и первой половины IV в. до н.э. и с освещением этих процессов в трудах авторов, перечисленных в заголовке. Автор полемизирует с недавно высказанной гипотезой, согласно которой Геродот был еще жив и писал в период, когда окончилась Пелопоннесская война. Делаются наблюдения относительно внешнеполитических симпатий Геродота, Фукидида и Ксенофонта. Указывается, что если во второй половине V в. до н.э.

Геродот, Софокл и египетские диковинки (Об одном историографическом мифе)

Насто­я­щее эссе, тема кото­ро­го по суще­ству зна­чи­тель­но шире заяв­лен­ной в назва­нии — гре­ко-еги­пет­ские кон­так­ты в клас­си­че­скую эпо­ху исто­рии Гре­ции, — есть скром­ное под­не­се­ние к юби­лею Вла­ди­ми­ра Гри­го­рье­ви­ча Бору­хо­ви­ча.

Черты дионисийского мифа в новелле Геродота о скифском царе Скиле

Рас­сказ Геро­до­та о Ски­ле (Hdt. IV. 78—80) доста­точ­но хоро­шо изве­стен, тем не менее, для луч­ше­го пони­ма­ния нашей аргу­мен­та­ции счи­та­ем необ­хо­ди­мым при­ве­сти текст это­го сооб­ще­ния (пер. И. А. Шишо­вой):

Замечания об исторической мысли и исторической науке в античности (Древняя Греция)

В статье рассматриваются основные факторы появления исторической науки (именно как науки, предполагающей исследование, а не простую констатацию фактов) в Греции на рубеже архаической и классической эпох.

Историческая концепция египетского логоса Геродота

Отношение греческого мира к восточному не принимало характера непримиримого противоречия даже в эпоху кризиса полиса, в IV веке до н. э., когда завоевание Востока стало казаться некоторым единственной панацеей от социальных зол, раздиравших Элладу. Идею организации общегреческого похода против варваров выдвинул в речи «Панегирик» Исократ.