ISSN 0320-961X (Print)
ISSN - (Online)


Full text:
(downloads: 159)
Language: 
Russian
Article type: 
Article
UDC: 
[9+930.26](37+38)(082)

Черты дионисийского мифа в новелле Геродота о скифском царе Скиле

Abstract: 

Рас­сказ Геро­до­та о Ски­ле (Hdt. IV. 78—80) доста­точ­но хоро­шо изве­стен, тем не менее, для луч­ше­го пони­ма­ния нашей аргу­мен­та­ции счи­та­ем необ­хо­ди­мым при­ве­сти текст это­го сооб­ще­ния (пер. И. А. Шишо­вой):

«[…] У Ари­а­пи­фа, царя ски­фов, был в чис­ле дру­гих сыно­вей Скил. Он родил­ся от жен­щи­ны из Ист­рии и отнюдь не от тузем­ки, и мать научи­ла его гре­че­ско­му язы­ку и пись­му. Неко­то­рое вре­мя спу­стя Ари­а­пиф был пре­да­тель­ски убит Спар­га­пи­фом, царем ага­фир­сов, а Скил насле­до­вал цар­скую власть и жену отца […] Управ­ляя ски­фа­ми, Скил отнюдь не был дово­лен скиф­ским обра­зом жиз­ни, но гораздо боль­ше был скло­нен к эллин­ским обы­ча­ям вслед­ст­вие вос­пи­та­ния, кото­рое он полу­чил. Делал он сле­дую­щее: вся­кий раз, как Скил вел вой­ско ски­фов к горо­ду бори­сфе­ни­тов и при­хо­дил к ним, он остав­лял вой­ско в пред­ме­стье, сам же про­хо­дил внутрь, за город­скую сте­ну и запи­рал ворота. Сняв с себя скиф­скую одеж­ду, он наде­вал эллин­ское пла­тье. Когда он шел в этом пла­тье на рыноч­ную пло­щадь, за ним не сле­до­ва­ли ни тело­хра­ни­те­ли и никто дру­гой (а ворота охра­ня­ли, чтобы никто из ски­фов не увидел его в этой одеж­де). И во всем осталь­ном он поль­зо­вал­ся эллин­ским обра­зом жиз­ни и при­но­сил жерт­вы богам по зако­нам элли­нов. Про­ведя так месяц или более того, он ухо­дил, надев скиф­скую одеж­ду. Делал он это часто, и дом постро­ил себе в Бори­сфене и женил­ся там на мест­ной жен­щине.

Reference: 

Виноградов Ю. Г. Перстень царя Скила // СА. 1980. № 3. С. 92—109.

Виноградов Ю. Г. Политическая история Ольвийского полиса VII—I вв. до н. э. Историко-эпиграфическое исследование. М., 1989. С. 116.

Виноградов Ю. Г., Русяева А. С. Граффити из святилища Аполлона на Западном теменосе Ольвии // ХС. 2001. Вып. 11. С. 138 сл.

Древний мир на Юге России. М., 1918. С. 39. Рис. 34.

Иванов В. И. Дионис и прадионисийство. СПб., 1994. С. 26.

Кузнецова Т. М. Анахарсис и Скил // КСИА. 1984. Вып. 178. С. 14.

Куклина И. В. Анахарсис // ВДИ. 1972. № 3. С. 118 сл.

Торчинов Е. А. Религии мира. Опыт запредельного. СПб., 1997. С. 128 сл.

Шауб И. Ю. «Буйный Арес номадов» (Воинские культы скифов) // Новый часовой. 2000. № 10. С. 115—118.

Элиаде М. Космос и история. М., 1987. С. 59.

Aly W. Volksmärchen, Sage und Novelle bei Herodot und seinem Zeitgenossen. Göttingen, 1921. S. 128.

Dumézil G. Romans de Scythie et d’alentour. P., 1978. P. 353.

Meuli K. Scythica // Hermes. 1935. Bd. 70. S. 122 f.

Received: 
21.02.2006
Accepted: 
07.05.2006
Published: 
23.10.2006