ISSN 0320-961X (Print)
ISSN - (Online)


Full text:
(downloads: 119)
Language: 
Russian
Article type: 
Article
UDC: 
902.6.9(3)

Греческие мифы в Этрурии (о понимании этрусками греческих изображений)

Autors: 
Abstract: 

«Этрусская проблема» уже давно находится в центре внимания отечественного антиковедения. Не только происхождение народа, его социально-экономическая и политическая жизнь, но и своеобразие духовной культуры привлекает к себе все большее число специалистов. Однако все эти вопросы пока еще не получили достаточно полного освещения, что во многом связано с невозможностью опереться в полной мере на данные этрусского языка, до сих пор окончательно не дешифрованного. Особенно решительно мы вынуждены вступить в область гипотез при попытках восстановить картину духовной культуры этрусков, поскольку она воссоздается главным образом благодаря толкованиям изображений на памятниках искусства. В связи с этим особую значимость получает вопрос о бытовании в Этрурии греческих мифов, картины которых часто возникают на произведениях местных мастеров. Нередко также местные изображения сопровождаются именами иноземных богов и мифологических героев. Казалось бы, все это предоставляет исследователям редкую возможность, анализируя этрусские картины с греческими мифами, определить уровень знакомства италиков с эллинской культурой, как бы обойдя языковую проблему. Такое соблазнительно легкое решение задачи оказалось, однако, чревато опасными моментами, способными привести к неправильным ответам.

Reference: 

Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1965. С. 34.

Бернал Дж. Наука в истории общества. М., 1956. С. 96.

Вальдгауер О. Ф. Бронзовая статуэтка Диомеда // Ежегодник Российского института истории искусств. Пг., 1921. Т. 1. С. 129–134.

Виппер Б. Р. Искусство древней Греции. М., 1972. С. 67.

Дьяков В. Н. История римского народа в античную эпоху. I // Учен. зап. МГПИ. 1947. Т. 46. Вып. 2. С. 60.

Ельницкий Л. А. Минерва Ланхумита. «Норция». Воронеж, 1971.

Ельницкий Л. А. Элементы религии и духовной культуры древних этрусков // Немировский А. И. Идеология и культура раннего Рима. Воронеж, 1964.

Ельницкий Л. А. Этруски и греки (эллинизация Италии) // ВДИ. 1948. № 1.

Ерунов Б. А. Мнение и умонастроение в историческом аспекте // История и психология. М., 1971. С. 370.

Залесский Н. Н. К социальной истории этрусков // Учен. зап. ЛГУ. 1950. № 127.

Кессиди Ф. Х. От мифа к логосу. М., 1972. С. 25.

Копейкина Л. В. Ориентализирующий стиль, предпосылки и особенности его формирования в восточноионийской Греции (К вопросу о влиянии Востока на искусство раннеархаической Греции) // ВДИ. 1975. № 1. С. 106.

Лосев А. Ф. История античной эстетики. М., 1963. С. 39.

Мавлеев Е. В. «Книга жизни» у этрусков. История и культура этрусков. Л., 1972. С. 12.

Мавлеев Е. В. О влиянии индивидуальных особенностей мастера на трактовку мифологического образа (на примере этрусских зеркал III в. до н. э.) // Краткие тезисы докладов конференции молодых научных сотрудников Государственного Эрмитажа. Л., 1975.

Мавлеев Е. В. Политическая структура этрусского общества // XXXIII студенческая научная конференция. Тбилиси, 1971. С. 20.

Немировский А. И., Харсекин А. И. Этруски. Воронеж, 1969.

Полевой В. М. Искусство Греции. I. Древний Мир. М., 1970. С. 78.

Поршнев В. Ф. Контрсуггестия и история (элементарное социально-психическое явление и его трансформация в развитии человечества) // История и психология. М., 1971.

Раппопорт С. Х. Искусство и эмоции. Вопросы эстетики. М., 1972. С. 76.

Сафронов В. В., Дорогова Л. Н. Мир человека. Методологические вопросы формирования духовного мира личности. М., 1975. С. 71.

Тимофеева Н. К. Этрусский Ферсу и лидийский Кандаулес. История и культура этрусков. Л., 1972.

Тюменев А. И. История античных рабовладельческих обществ. М.; Л., 1935. С. 142.

Флоренский П. А. Обратная перспектива // Труды по знаковым системам. Т. III. Тарту, 1967. С. 390.

Шестаков В. П. Гармония как эстетическая категория. М., 1973. С. 36.

Aly W. Strabon von Amaseia. Bonn, 1957. S. 245.

Bartoccini R., De Agostino A. Museo di villa Giulia. Milano, 1961. P. 37.

Bastianelli S. Il territorio Tolfetano nell’antichita // SE. T. 16.

Bayet J. Hercle. Étude critique des principaux monuments relatif à l’Hercule étrusque. Paris, 1926. P. 250.

Brown W. L. The etruscan lion. Oxford, 1960. P. 28.

Camporeale G. Banalizzazioni etruschi di miti greci // SE. T. 36. 1968.

Carpenter Rh. The esthetic basis of greek art of the fifth and fourth centuries B. C. Bloomington, 1962. P. 43.

Colonnag. L’Etruria meridionale interna dal villanoviano alle tombe rupestri // SE. T. 35. 1967.

De Azevedo M. C. Saggio su alcuni pittori etrusche // SE. T. 27. P. 95, 106.

Dohrn T. Die Etrusker und die griechische Sage // RhM. Bd. 72/73. 1966/67.

Enking R. Etruskische Geistigkeit. Berlin, 1947.

Geffcken J. Timaios, Geographic des Westens. Berlin, 1892.

Georgiev V. J. Etruskische Sprachwissenschaft I. Sofia, 1970. S. 9.

Gerkan A., von, Messerschmidt F. Das Grab der Volumnier bei Perugia // RhM. Bd. 57. 1942. S. 193.

Hampe R. Die Gleichnisse Homers und Bildkunst seiner Zeit, Die Gestalt. Hf. 22. Tubingen, 1952. S. 22f.

Hampe R., Simon E. Gefälschte etruskische Vasenbilden, Jahrbuch des Röm. Germanischen Zentralmuseums. Mainz, 1967.

Hampe R., Simon E. Griechische Sagen in der frühen etruskische Kunst. Mainz, 1964.

Hencken H. Tarquinia and Etruscan origins. New York, 1968. P. 68.

Herbig R. Die italische Wurzel der römische Bildniskunst. Das neue Bild der Antike. Bd. II. 1942. S. 94.

Heurgon J. L’Etat étrusque // Historia. Bd. 6. 1957. P. 63.

Heurgon J. Les penestes étrusques chez Denys d’Halicarnasse (IX. 5, 4) // Latomus. Bd. XVIII. 4. 1959.

Heurgon J. Zycie codzienne etruskow. Warszawa, 1966. P. 194 f.

Krauskopf J. Der thebanische Sagenkreis und andere Griechische Sagen in der etruskischen Kunst. Mainz am Rhein, 1974.

Lloyd-Jones H. The Justice of Zeus. Berkeley, 1971. P. 100.

Martini W. Die etruskische Ringsteinglyptik // RhM. Bd. 18. Ergänzungsheft. Heidelberg, 1971. S. 123.

Mazzarino S. Sociologia del mondo etrusco e problemi della tarda Etruscità // Historia. Bd. 6. 1957. P. 98.

Mette H. J. Die Fragmente der Tragödien des Aischylos // Schriften der Sektion für Altertumswissenschaft. Bd. XV. Berlin, 1959. S. 120.

Mühlestein H. Die Etrusker im Spiegel ihrer Kunst. Berlin, 1969. S. 15; Radke G. Etrurien — ein Produkt politischer, sozialer und kultureller Spannungtn // Klio. Bd. 56. 1. 1974. S. 28–53. Ср.: Beazley J. D. Etruscan Vase-Painting. Oxford, 1947. P. 1 f.; Altheim F. Der Ursprung der Etrusker. Baden-Baden, 1950. S. 29; Richter G. Greeks in Etruria // Annuario della scuola archeologica di Atene e delle missioni italiani in Oriente. XXIV–XXVI. Roma, 1950.

Müller K. O. Die Etrusker. Stuttgart, 1877. Bd. I. S. 373 f., Bd. II. S. 1 f., 258.

Nogara B. Les étrusques et leur civilisation. Paris, 1936. P. 227.

Pallottino M. La peinture étrusque. Geneve, 1952. P. 14.

Penny Small J. Aeneas and Turms on late etruscan funerary urns // AJA. Vol. 73. 1. 1974.

Pfiffig A. J. Bin Opfergelübde an die etruskische Minerva. Studien und Materialen zum Interpretation des Bleistreifens von S. Marinella. Öst. Akad. der Wiss. Philolog // Hist. Kl. Bd. 99. Wien, 1968.

Pfiffig A. J. Die etruskische Sprache. Graz, 1969. S. 37, 54;

Protzmann H. Objektive und subjektive Form im fünften Jahrhundert // Wiss. Ztschr. der Univ. Rostok. Bd. 17. Jahrg. 1968. Heft 7/8. S. 723.

Richter A. Perspective in Greek and Roman Art. London; N. Y., s. a. P. 1.

Schauenburg K. Zu «Irrtümer» in der griechischen und etruskischen Vasenmalerei // Wissenschaftliche Zeitschrift der Universität Rostok. Bd. XVII. 7/8. 1968.

Schauenburg K. Zu griechischen Mythen in der etruskischen Kunst. Jahrbuch. Bd. 85. 1970.

Thulin C. O. Die etruskische Disciplin. Bd. I–III. Göteborg Högskolas Arsskrift. Göteborg, 1905, 1906, 1909. Bd. 11, 12, 15.

Weege F. Etruskische Malerei. Halle, 1921. S. 138.

Zazoff P. Etruskische Skarabäen. Mainz am Rhein, 1968. S. 6.

Received: 
05.04.1978
Accepted: 
06.04.1979
Published: 
15.08.1979